Сакральные предметы и трансформации музейной этики: истоки, проблемы, решения
DOI:
https://doi.org/10.25178/nit.2019.2.10Ключевые слова:
сакральные предметы; музейная этика; деколонизация; религии коренных народов; поворот к вещам; биографии вещей; экспонирование; репатриация; хранение; культурное наследиеАннотация
В статье рассматриваются основные аспекты проблематики сакральных предметов в музеях, анализируются политические и интеллектуальные причины трансформаций музейной этики на Западе, разбираются примеры сложностей музейной работы с сакральными предметами.
В первой части статьи резюмируются исторические причины маргинального положения, которое живая религия до недавнего времени занимала в музеях. Во второй и третьей частях анализируются факторы возрастающего присутствия религии в музее и трансформаций музейной этики в обращении с сакральными предметами в последние несколько десятилетий. Это, во-первых, деколонизация и связанное с ней переосмысление отношений между коренными народами и их наследием, а, во-вторых, эпистемологические сдвиги в социальных науках, которые с 1980-х годов формируют новое понимание музейных предметов как агентов социального мира. Таким образом, новая музейная этика опирается одновременно на принцип уважения к самим предметам и на признание за коренными народами прав на живые отношения со своим наследием, в первую очередь — с «чувствительными материалами», к которым относятся культовые предметы, а также человеческие останки. Тем не менее, внедрение этих принципов в работу музеев на практике нередко выявляет противоречия между универсалистскими ценностями музейного дела (например, сохранением наследия и обеспечением доступа к нему) и партикуляристской логикой религиозных и этнических групп.
В четвертой части статьи на конкретных примерах описываются сложности, с которыми западные музеи сталкиваются в вопросах экспонирования, хранения и репатриации сакральных предметов, а также возможные пути их решения.
В заключении отмечается особая роль региональных и республиканских музеев России в переосмыслении места религии в музее и во внедрении принципов этичного обращения с сакральными предметами.
Библиографические ссылки
Баранов, Д. А. (2016) О чем молчат вещи // Российская антропология и «онтологический поворот» / С. В. Соколовский (ред.). М. : Институт этнологии и антропологии РАН. 404 с. С. 33–83.
Потапов, Л. П. (1997) Шаманский бубен — уникальный памятник духовной культуры тюркских народов Алтая // Этнографическое обозрение. № 4. С. 25–39.
Самушкина, Е. В. (2009) Символические и социо-нормативные аспекты современного этнополитического движения Республики Алтай, Республики Тыва, Республики Хакасия (конец XX — начало XXI в.). Новосибирск : Издательство Института археологии и этнографии СО РАН. 274 с.
Соколовский, С. В. (2016) Вместо введения. Теории вещей и этнографии материальности // Российская антропология и «онтологический поворот» / С. В. Соколовский (ред.). М. : Институт этнологии и антропологии РАН. 404 с. С. 3–30.
Этический кодекс ИКОМ для музеев [Электронный ресурс] // ICOM. URL: https://icom.museum/wp-content/uploads/2018/07/code_russia2013-1.pdf (дата обращения: 01.03.2019).
Alderton, Z. (2014) The Secular Sacred Gallery: Religion at Te Papa Tongarewa // Secularisation: New Historical Perspectives / Ch. Hartney (ed.) Newcastle upon Tyne : Cambridge Scholars Press. Pp. 251–264.
Batty, Ph. (2016) Problems associated with the management of secret / sacred objects in Australia: the Melbourne Museum Experience // Baessler-Archiv. Beiträge zur Völkerkunde. No 63. Pp. 11–16.
Bennett, T. (2018) Museums, Power, Knowledge. Selected Essays. London : Routledge. 340 p.
Buggeln, G., Paine, C., Plate, B. (2017) Religion in Museums. Global and Multidisciplinary Perspectives. London ; New York : Bloomsbury. 265 p.
Chambers, I., De Angelis, A. (2014). The Postcolonial Museum: the Arts of Memory and the Pressures of History. Farnham : Ashgate. 274 p.
Clifford, J. (1997) Routes. Travel and Translation in the Late Twentieth Century. Cambridge, Massachusetts : Harvard University Press. 416 p.
Curtis, N. (2010) Repatriation from Scottish Museums: Learning from NAGPRA // Museum Anthropology. No 33(2). P. 234–248.
de l'Estoile, B. (2007) Le Goût des Autres. De l'Exposition coloniale aux arts premiers. Paris : Flammarion. 454 p.
De Largy Healy, J. (2011) Pour une anthropologie de la restitution. Archives culturelles et transmissions des savoirs en Australie // Cahiers d'ethnomusicologie. No 24. P. 45–62.
Del Re, Ch., Countryman, P. (1995) How would you mount a Rambaramp? [Элекронный ресурс] // American Institute for Conservation. Resources | Conservation Online. URL: http://resources.conservation-us.org/wp-content/uploads/sites/8/2015/02/osg003-02.pdf (дата обращения: 01.03.2019).
Dudley, S. (2012) Museum Objects: Experiencing the Properties of Things. London : Routledge. 347 p.
Gell, A. (1998) Art and Agency. An Anthropological Theory. Oxford : Clarendon Press. 296 p.
Grimes, R. (1992) Sacred Objects in Museum Spaces // Studies in Religion / Sciences religieuses. No. 21(4). P. 419–430.
Hirsch, F. (2005) Empire of Nations. Ethnographic Knowledge and the Making of the Soviet Union. Ithaca : Cornell University Press. 392 p.
Hodder, I. (2012) Entangled. An Archaeology of the Relationships between Human and Things. London : Wiley-Blackwell. 252 p.
Hoskins, J. (1998) Biographical Objects. How Things Tell the Stories of People's Lives. New York ; London : Routledge. 213 p.
Ingold, T. (2011) Being Alive. Essays on Movement, Knowledge and Description. London : Routledge. 270 p.
Jenkins, T. (2011) Contesting Human Remains in Museum Collections. A Crisis of Cultural Authority. New York : Routledge. 174 p.
Kasarhérou, E. (2016). Indigenous perspectives on sacred objects and museums in Melanesia: the New Caledonia case // Baessler-Archiv. Beiträge zur Völkerkunde. No. 63. P. 24–28.
Kirschenblatt-Gimblett, B. (1998) Destination Culture. Tourism, Museums, and Heritage. Berkeley : University of California Press. 326 p.
Kopytoff, I. (1986) The cultural biography of things: Commoditization as process // The social life of things: commodities in cultural perspective / Appadurai, A. (ed.). Cambridge : Cambridge University Press. 339 p. Pp. 64–91.
Kreinath, J. (2015) Museality // R. A. Segal and Von Stuckrad, K. Vocabulary for the Study of Religion. Vol. 2 (F-O). Leiden : Brill. 1842 p. P. 481–486.
Kreps, Ch. (2015) Appropriate museology and the “new museum ethics”. Honoring diversity // Nordisk Museologi. No 2. P. 4–16.
Küchler, S. (2002) Malanggan: Art, Memory and Sacrifice. London : Bloomsbury. 256 p.
Lonetree, A. (2012) Decolonizing Museums. Representing Native America in National and Tribal Museums. Chapel Hill : University of North Carolina Press. 248 p.
Marstine, J. (2011) The contingent nature of the new museum ethics // Routledge Companion to Museum Ethics. Redefining Ethics for the Twenty-First Century / Marstine, J. (ed.). London : Routledge. 486 p. P. 3–25.
Minucciani, V. (2013) Religion and Museums. Immaterial and Material Heritage. Torino : Umberto Allemandi. 110 p.
Munn, N. (1986) The Fame of Gawa. A Symbolic Study of Value Transformation in a Massim (Papua New Guinea) Society. Cambridge : Cambridge University Press. 331 p.
O'Neill, M. (2017) Museums and the Repatriation of Objects, 1945–2015 // Buggeln, G., Paine, C., and Plate, B. Religion in Museums. Global and Multidisciplinary Perspectives. London-New York : Bloomsbury. 265 p. P. 99–109.
Paine, C. (2013) Religious Objects in Museums. Public Lives and Public Duties. London ; New York : Bloomsbury. 192 p.
Sarr, F., Savoy, B. (2018) The Restitution of African Cultural Heritage. Toward a New Relational Ethics [Электронный ресурс] // restitutionreport2018.com. URL: http://restitutionreport2018.com/sarr_savoy_en.pdf (дата обращения: 01.03.2019).
Stanley, N. (2007) Can Museums become Indigenous? The Asmat Museum of Culture and Progress and Contemporary Papua // The Future of Indigenous Museums. Perspectives from the Southwest Pacific / Stanley, N. (ed.). New York : Berghahn Books. 272 p. P. 190–204.
Teryukova, E. (2014) Display of religious objects in museum space. Russian museum experience in the 1920s and the 1930s // Material Religion. No. 10 (2). P. 255–258.
Turnbull, P., Pickering, M. (2010) The Long Way Home.The Meaning and Values of Repatriation. New York : Berghahn Books. 224 p.
Tythacott, L., Arvanitis, K. (2014) Museums and Restitution: New Practices, New Approaches. London ; New York : Routledge. 224 p.
Опубликован
Как цитировать
Pimenova K. V. Sacred objects and transformations of museum ethics: origins, problems, solutions. The New Research of Tuva. 2019, № 2. URL: https://nit.tuva.asia/nit/article/view/851 (access date ...). DOI: 10.25178/nit.2019.2.10
Выпуск
Раздел
Автор (лицензиар) произведения предоставляет простую (неисключительную) лицензию на использование редакцией (лицензиатом) произведения науки, который заключается в упрощённом порядке (открытая лицензия), согласно ст. 1286.1. «Открытая лицензия на использование произведения науки, литературы или искусства» Гражданского кодекса Российской Федерации.
В нашем издании публикуемые материалы доступны по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») — CC BY-NC.
Т. к. лицензия открытая, автор имеет право разместить статью после ее выхода на своем сайте, читатель может скопировать и разместить на своих персональных ресурсах, в том числе в виде выдержек, конспектов, но:
а) обязательно должно быть указано ФИО автора, неизмененное название статьи и гиперссылка на первоисточник (журнал «Новые исследования Тувы»),
б) размещающий не имеет права брать деньги за доступ к этому материалу или каким бы то ни было образом давать преимущество одним читателям над другими,
в) при перепечатке автором текста статьи без значительных изменений (если сохраняется 30% текста или более) должно быть указано, что первая редакция статьи вышла в журнале «Новые исследования Тувы» и сделана соответствующая ссылка.
Лицензия действует по всему миру, длится в течение срока авторских прав на произведение, является неотзывной.