Буддийские ценности как возможная экономическая детерминанта развития тувинского общества

Тарбастаева Инна Семеновна

Аннотация


В статье актуализируется изучение буддийских ценностей в свете их благотворного влияния на социально-экономическое развитие общества Тувы. Этому способствуют имеющиеся научные исследования успешных экономик мира, обзор которых приводится в работе.

После распространения буддизма на Западе в середине XX века древние знания и практики стали доступны для урбанизированного населения развитых стран. Зарубежные исследователи обратили внимание на актуальный их потенциал при ведение финансовой, производственной деятельности. Среди западных экономистов начало разработки этой тематики положил Э. Шумахер (1973). Среди азиатских исследователей важный вклад сделал тайский монах и философ П. Пайотто.

В имеющихся исследованиях, связывающих религию и экономическую культуру, буддизм как не поощряет к бедности, и не призывает отказу от материальных благ. Его неверно интерпретировать как аскетичную религию. В буддийских текстах существуют прямые указания, касающиеся способа зарабатывания денег, смысла благосостояния. Современные учителя также дают советы мирянам относительно экономической активности. Хотя в буддизме практикующие стремятся, прежде всего, к духовным целям — освобождению от страданий, достижению состояния Будды, миряне включены в социальную жизнь и Учение учитывает это.

 В буддизме считается, что богатство не способно принести подлинное счастье. Поэтому для практикующего мирянина достижение высокого материального благосостояния не является жизненной целью.

В статье приводятся результаты современных исследований экономистов, психологов нейробиологов, подтверждающих, что эмпирическая корреляция между увеличением доходов и счастьем является незначительно. Приводятся примеры того, как буддийские ценности помогают предпринимателям. Так, в результате веры в закон кармы проявляется большая степень честности при деловом взаимодействии, появляется долгосрочная ориентация на бизнес. Убежденность в непостоянстве помогает принимать рискованные решения, необходимые в предпринимательской деятельности. Актуальность показывают и буддийские практики управления эмоциональными состояниями. Во многих мировых корпорациях (Google, Twitter, Ebay) внедряют программы по практикам осознанности. Это помогает сотрудникам справляться с ежедневным стрессом, усталостью.

Все это побуждает обратиться к обществу тувинцев, для которых буддизм является традиционной религией. Сегодня в Туве повышается престиж буддизма, наблюдается живой интерес со стороны молодежи. Формируется сообщество мирян, получивших современное образование и компетентных в области буддизма. Автор делает вывод, что молодое поколение тувинцев в перспективе сможет применить духовные ценности в практической экономической деятельности.  


Ключевые слова


буддизм; буддийские ценности; Тува; тувинцы; Э. Шумахер; возрождение буддизма; молодежь; религиозный фактор; экономическая культура; экономическая деятельность

Полный текст:

PDF

Литература


Бадмацыренов Т. Б., Родионов В. А. (2014) Социология экономики буддизма: концептуальный анализ // Вестник Бурятского государственного университета. Педагогика. Филология. Философия. № 14–2. С. 49–54.

Буддизм — это наука об уме (2012) [Электронный ресурс] // Тува.Азия. 6 июня. URL: https://www.tuva.asia/news/asia/4892-tinley50.html (дата обращения: 19.03.2018).

Вебер, М. (2016) Хозяйство и общество: очерки понимающей социологии / пер. с нем. под ред. Л. Г. Ионина. М.: Изд. дом Высшей школы экономики. 448 с.

Геше Джампа Тинлей (2017) Буддийские наставления о семье / под ред. Ч. Ондара; устный перевод с англ. Б. Дондокова, А. Морозова. Новосибирск: ОО «Издательство Дже Цонкапа». 346 с.

Геше Джампа Тинлей выступит с лекциями в каждом районном центре Тувы (2013) [Электронный ресурс] // Официальный портал Республики Тыва. 28 марта. URL: http://gov.tuva.ru/press_center/news/society/1768/?sphrase_id=36426 (дата обращения: 19.03.2018).

Далай-лама XIV о деньгах (2018) [Электронный ресурс] // Портал: религия и деньги. 2 февраля. URL: http://денга.рф/dalaj-lama-xiv-o-dengax/ (дата обращения: 19.03.2018).

Далай-лама XIV, Майзенберг, Л. (2010) Путь истинного лидера. М.: Эксмо. 297 с.

Липич, О. (2016) Далай-лама призвал к заботе о других и к размышлению о пустоте [Электронный ресурс] // РИА Новости. 11 октября. URL: https://ria.ru/religion/20161011/1478989105.html (дата обращения: 19.03.2018).

Найдется Ничто: взрыв осознанности в IT (NYTimes) (2014) [Электронный ресурс] // Дмитрий Соловьев: блог о цифровом детоксе. 23 мая. URL: http://www.soloveev.ru/wisdomit/ (дата обращения: 19.03.2018).

Уланов, М. С., Уланова, Г. В. (2014) Э. Ф. Шумахер и концепция буддийской экономики // Вестник Калмыцкого государственного университета. № 3 (23). C. 108–112.

Хомушку, О. М. (2015) Возрождения буддизма в Туве: от прошлого к настоящему // Религия в изменяющемся мире: сборник научных статей / отв. ред. Э. А. Николаев. Улан-Удэ: Издательство Бурятского госуниверситета. 188 с.

Цонкапа, Д. (2012) Большое руководство к этапам пути Пробуждения / пер. с тиб. СПб.: Изд-е А. Терентьева. Изд. 4-е, доп. 786 с.

Шумахер, Э. (2012) Малое прекрасно. Экономика, в которой люди имеют значение / пер. с англ. Д. Аронсона. М.: Изд-во ВШЭ. 352 с.

Colin, A. (2008) Happiness and Economics: A Buddhist Perspective // Society and Economy. № 29. Р. 201–222.

Davidson, R. (2000) Affective Style, Psychopathology and Resilience: Brain Mechanisms and Plasticity // American Psychologist. № 55. Р. 1196–1214. DOI: 10.1037/0003 – 066X.55.11.1196

Davidson, R. (2004) Well-being and Affective Style: Neural Substrates and Biobehavioural Correlates // Philosophical Transactions of the Royal Society (London). № 359. Р. 1395–1411. DOI: 10.1098/rstb.2004.1510

Ethical Principles and Economic Transformation — A Buddhist Approach (2011) Ed. L. Zsolnai / Issues in Business Ethics. Vol. 33. 213 p. DOI: 10.1007/978-90-481-9310-3

Inoue, S. (1997) Putting Buddhism to work. A new approach to management and business. Tokyo, New York, London: Kodansha International Ltd. 131 p.

Konecki, K. T. (2017) Contemplation for Economists. Towards a Social Economy Based on Empathy and Compassion // Economics and Sociology. № 10 (3). pp. 11–24. DOI: 10.14254/2071-789X.2017/10-3/1

Laszlo, Z. (2011) Why Buddhist Economics? Ethical Principles and Economic Transformation — A Buddhist Approach. Ed. L. Zsolnai / Issues in Business Ethics. Vol. 33, pp. 3–21.

Layard, R. (2005) Happiness: Lessons from a new science. London: Penguin Press. 310 p.

Loy, D. R. (2003) The Great Awakening. A Buddhist Social Theory. Somerville: Wisdom Publication Inc. 228 p.

Marques, J. (2012) Consciousness at work: A review of some important values, discussed from a Buddhist perspective // Journal of Business Ethics. № 105 (1). pp. 27–40. DOI: 10.1007/s10551-011-0932-8

Payutto, P. A. (1994) Buddhist economics: A Middle Way for the market place. Bangkok: Buddhadhamma Foundation. 99 p.

Ryder, B. (2013) The mindfulness business. Western capitalism is looking for inspiration in eastern mysticism [Электронный ресурс] // The Economist. № 16. URL: https://www.economist.com/news/business/21589841-western-capitalism-looking-inspiration-eastern-mysticism-mindfulness-business (дата обращения: 15.03.2018).

Schwartz, B. (2004) The Paradox of Choice: Why More is Less. New York: Harper Collins. 304 p.

Zhiyang, L., Zuhui, X., Zhao, Z., Yong, L. (2017) Buddhist entrepreneurs and new venture performance: The mediating role of entrepreneurial risk-taking // Small Business Economics. № 4. Р. 1–14. DOI: /10.1007/s11187-017-9981-4




DOI: https://doi.org/10.25178/nit.2018.2.5

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.