Этническое самосознание: теоретический конструкт и ментальный феномен
DOI:
https://doi.org/10.25178/nit.2017.3.4Ключевые слова:
этническое самосознание; идентичность; концепция этничности; ментальность; нация; национализм; стереотип; архетип; этнический менталитетАннотация
В статье представлен анализ этнических концепций, сложившихся в российской науке в XX и XXI вв. во взаимосвязи с зарубежными доктринами национализма. Исследования по данной проблеме важны для понимания роли ментальных феноменов в процессах этнической мобилизации, значения этнического самосознания и этнической идентичности в формировании позитивных межэтнических отношений. В настоящее время понятия этническая ментальность, этническое самосознание и этническая идентичность нередко используются терминологически неточно, чаще всего как синонимы активности человеческого сознания в процессе воспроизводства этничности.
О значении самосознания как этнического определителя в советской науке высказывания появились в 1940-х гг. (П. И. Кушнер), тема была продолжена в 1960-х гг. (С. А. Токарев, Ю. В. Бромлей). Однако, в целом, в исследованиях по теории этноса реализовывался формационный принцип, когда этнические общности делились на стадии развития (племя, народности, нации). До 1970-х гг. самосознание не было включено в число этнообразующих признаков. Но присутствовало противостояние сторонников творческой и консервативной интерпретаций марксизма. В 1970-х гг. работами Ю. В. Бромлея этническое самосознание без различения стадиального уровня признавалось объектом этнографического изучения, автономного по отношению к идеологическим доктринам. Советская теория этноса была близка западным концепциям этничности (Ф. Барт). В 1990-х гг. в российской этнологии распространилась теория этнической процессуальности (В. А. Тишков).
Этническое и национальное самосознание автор трактует как феномены коллективного (надындивидуального) сознания, а этническую идентичность — как индивидуально-личностный феномен. Делается вывод о соотношении этнического самосознания и этнической ментальности как части и целого, вмещающего в качестве своих категорий не только «Другого», но также пространство, время, вещный мир, социальную организацию и другие значимые универсалии культуры.
Библиографические ссылки
Арутюнян, Ю. В, Дробижева, Л. М., Сусоколов А. А. (1998) Этносоциология : учебное пособие для вузов. М. : Аспект-Пресс. 271 с.
Барт, Ф. (2006) Введение // Этнические группы и социальные границы: социальная организация культурных различий / отв. ред. — Ф. Барт. М. : Новое издательство. 198 с. С. 9–48.
Белков, П. Л. (1993) О методе построения теории этноса // Этносы и этнические процессы. М. : Наука. 344 с. С. 48–61.
Бромлей, Ю. В. (1971) К характеристике понятия «этнос» // Расы и народы. М. : Наука. Вып. 1. С. 9–33.
Бромлей, Ю. В. (1973) Этнос и этнография. М. : Наука. 283 с.
Бромлей, Ю. В. (1987) Этносоциальные процессы: Теория, история, современность. М. : Наука. 334 с.
Винер, Б. Е. (2005) Постмодернистский конструктивизм в российской этнологии // Журнал социологии и социальной антропологии. Т. 8. № 3. С. 114–130.
Гумилев, Л. Н. (1990) Этногенез и биосфера Земли. Л. : Гидрометеоиздат. 526 с.
Гуревич, А. Я. (1984) Категории средневековой культуры. М. : Искусство. 285 с.
Ерофеев, Н. А. (1982) Туманный Альбион. Англия и англичане глазами русских: 1825–1853. М. : Наука. 320 с.
Ерохина, Е. А. (1999) Этническое самосознание в межэтнических взаимодействиях : автореф. дис. … канд. филос. н. Новосибирск. 26 с.
Ерохина, Е. А. (2005) Категория этничности в этносоциологических и социально-антропологических исследованиях в России // Вестник Новосибирского государственного университета. Т. 3. № 2. С. 60–69.
Ерохина, Е. А. (2009) Этносоциология : учебное пособие. Новосибирск : СибГУТИ. 185 с.
Ерохина, Е.А. (2012) Сибирский вектор внутренней геополитики России. Новосибирск : НГУ. 418 с.
Крюков, М.В. (1976) Эволюция этнического самосознания и проблема этногенеза // Расы и народы. Вып. 6. С. 42–63.
Кушнер, П. И. (1949) Национальное самосознание как этнический определитель // Краткие сообщения Института этнографии АН СССР. Вып. VIII. С. 3–9.
Нора, П. (1999) Между памятью и историей. Проблематика мест памяти // Франция — память / отв. ред. П. Нора. СПб. : Изд-во СПбГУ. 333 с. С. 17–50.
Сагалаев, А. М., Октябрьская, И. В. (1990) Традиционное мировоззрение тюрков Южной Сибири. Знак и ритуал. Новосибирск : Наука. 209 с.
Солдатова, Г. У. (2003) Этническое самосознание и этническая идентичность // Этническая психология: история и методы : хрестоматия / отв. ред. — А.И. Егорова. СПб. : Речь. 313 с. С. 189–196.
Тишков, В.А. (1992) Советская этнография: преодоление кризиса // Этнографическое обозрение. № 1. С. 5–19.
Тишков, В. А. (2003) Реквием по этносу: Исследования по социально-культурной антропологии. М. : Наука. 544 с.
Токарев С. А. (1964) Проблема типов этнических общностей // Вопросы философии. № 11. С. 49–52.
Тош, Дж. (2000) Стремление к истине. Как овладеть мастерством историка / пер. с англ. М. : Весь мир. 296 с.
Чеснов, Я. В. (1991) Этнический образ // Этнознаковые функции культуры / отв. ред. — Ю.В. Бромлей. М. : Наука. 224 с. С. 58–62.
Широкогоров, С. М. (2010) Этнос: Исследование основных принципов изменения этнических и этнографических явлений. М. : МГУ. 124 с.
Ядов, В. А. (1995) Социальные и социально-психологические механизмы формирования социальной идентичности личности // Мир России. № 3–4. С. 158–181.
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Автор (лицензиар) произведения предоставляет простую (неисключительную) лицензию на использование редакцией (лицензиатом) произведения науки, который заключается в упрощённом порядке (открытая лицензия), согласно ст. 1286.1. «Открытая лицензия на использование произведения науки, литературы или искусства» Гражданского кодекса Российской Федерации.
В нашем издании публикуемые материалы доступны по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») — CC BY-NC.
Т. к. лицензия открытая, автор имеет право разместить статью после ее выхода на своем сайте, читатель может скопировать и разместить на своих персональных ресурсах, в том числе в виде выдержек, конспектов, но:
а) обязательно должно быть указано ФИО автора, неизмененное название статьи и гиперссылка на первоисточник (журнал «Новые исследования Тувы»),
б) размещающий не имеет права брать деньги за доступ к этому материалу или каким бы то ни было образом давать преимущество одним читателям над другими,
в) при перепечатке автором текста статьи без значительных изменений (если сохраняется 30% текста или более) должно быть указано, что первая редакция статьи вышла в журнале «Новые исследования Тувы» и сделана соответствующая ссылка.
Лицензия действует по всему миру, длится в течение срока авторских прав на произведение, является неотзывной.