Тувинская музыка и World Music

Авторы

  • Максим Владимирович Шапошников Независимый автор

DOI:

https://doi.org/10.25178/nit.2017.2.5

Ключевые слова:

World Music; тувинская музыка; Тува; тувинцы; хоомей; горловое пение; музыкальный рынок; Ооржак Хунаштар-оол; «Тыва»; Т. Левин; этномузыковедение; «Хун-Хурту»; Кайгал-оол Ховалыг; Альберт Кувезин; «Ят-Ха»

Аннотация

В эссе представлены авторские наблюдения о процессе вхождения тувинской музыки в World Music — нишу мировой музыкальной культуры, в которой представлены этнические музыкальные традиции. Автор был свидетелем пробуждения интереса к традиционной музыкальной культуре в Туве и России, а также процесса глобализации тувинской музыки. Он ставит цель осмыслить эти перемены и выяснить, как они повлияли на саму традиционную музыку, на хоомей.

В конце советского времени традиционная музыка в Туве, как и во многих республиках страны, была как бы законсервирована. В период перестройки и процесса национального возрождения традиционность стала восстребованной. В Туве стали проводиться симпозиумы, фестивали, на которых самодеятельные исполнители выступали наравне с профессиональными. Особым почетом пользовались старые мастера хоомея. Ученые активно обсуждали происхождение, роль хоомея и его жанры.

Рыночный интерес к хоомею пришел извне. В конце 1980-х гг. американским ученым и продюсером Т. Левиным впервые были проведены полевые записи хоомейжи для выпуска диска. Был создан этнографический aнсамбль «Тыва». Его участники впоследствии образовали свои музыкальные группы. Музыкальные программы составлялись по принципу этнографического дивертисмента,  в тот период востребованная форма проведения концертов  в самой Туве и за ее пределами. Начались выпуски дисков, гастроли тувинских исполнителей за границей. Резкий рост интереса к феномену World Music ознаменовался знаковым интересом к феномену горлового пения и обертоновой музыки и развитие тувинской музыки с этого времени стало тесно связано с западным музыкальным рынком. Автор прослеживает особенности таких групп, как «Хун-Хурту», «Ят-ха» и др., и отмечает, что ценность тувинской музыки не столько в звездах, покоривших небосклон западного рынка, сколько в образовании стабильного сообщества людей, вдохновленных этой музыкой и культурой, ищущих новые пути эстетического и духовного мировосприятия.

Сегодня Тува имеет свои  рок-группы, авангардные, женские и т. д. Горловое пение стало востребованным видом вокального искусства. Тувинская музыка привлекла сотни тысяч поклонников по всему миру. Распространение звуконосителей, в особенности тувинской музыки, позволило музыкантам Саяно-Алтая и Центральной Азии заново открыть многие жанры собственной традиции.

C начала 1990-х годов тувинская музыка ворвалась в мировое сознание наподобие монгольского нашествия. Очевиден глобальный успех тувинской музыки на мировом музыкальном рынке. Но неизбежен процесс нормализации восприятия тувинской музыки внешним миром. 

К статье прилагаются аудиофайлы (см. «Дополнительные файлы» во вкладке «Инструменты для статьи»).

Опубликован

18.06.2017

Как цитировать

Шапошников, М. В. (2017) «Тувинская музыка и World Music», Новые исследования Тувы, 2. doi: https://www.doi.org/10.25178/nit.2017.2.5.

Выпуск

Раздел

Этномузыковедение

Биография автора

Максим Владимирович Шапошников, Независимый автор

Независимый автор, музыкальный продюсер, звукохудожник, редактор отдела World Music на радиостанции Concertzender, г. Утрехт, Нидерланды.

Youtube

Эл. адрес: chapochnikov@gmail.com

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)