Тувинская музыка и ее дискография (основные имена, названия, проблемы описания)
DOI:
https://doi.org/10.25178/nit.2017.2.6Ключевые слова:
Тува; тувинская музыка; дискография; пластинка; виниловая пластинка; горловое пение; хоомей; CD; тувинские музыканты; музыкальный коллектив; «Мелодия»; Хун-Хурту; Ят-Ха; Саинхо Намчылак; Конгар-оол ОндарАннотация
В статье представлена авторская работа по систематизации дискографии тувинской музыки ХХ века. Автор много лет собирает материал и планирует проект «Тувинская музыка на компакт-дисках» к последующему отдельному изданию. Цель проекта — дать всем интересующимся, в том числа самим тувинцам, обзор распространения тувинской музыки по миру. Западные компакт-диски относительно редки в продаже в Туве. Запись и выпуск таких издании часто связаны с гастролями тувинских артистов за рубежом.
Дискография начинается с записей тувинской музыки на семи пластинках Московской фабрики звукозаписи 1934 г. Вторая серия грампластинок тувинской музыки (17 пластинок) 1958 г. мало известна. В 1971 г. появилась первая долгоиграющая пластинка с тувинскими мелодиями «Тыва аялгалар / Мелодии Тувы». У ансамблей «Саяны» и «Аян» в 1980-е гг. вышли мини-альбомы. Последние виниловые мини-альбомы с тувинской музыкой, наверно, являются приложениями к академическим изданиям тувинского фольклора.
Полная дискография компакт-дисков охватывает диски, изданные за пределами Республики Тыва — в Западной Европе, в США, а также в Москве. Первые компакт-диски были выпущены в 1989 г.: сборник концертных записей советских артистов, а также сборник музыки, связанный с документальным фильмом о Туве «The Herders of Mongun-Taiga» (Великобритания). Самая большая дискография всех тувинских артистов у Саинхо Намчылак. Ее диски хорошо представлены в свободной международной дискографии Discogs, информация по другим тувинским артистам менее полная. В статье также отмечаются примеры семплов тувинского горлового пения в творчестве других музыкальных коллективов, называются диски.
У групп «Хун-Хурту», «Ят-Ха» есть много изданий, и собственные, и совместные компакт-диски. Кульминация коммерческого интереса к тувинской музыке выразилась в издании одной из самых больших фирм грамзаписи мира Warner Bros сольного компакт-диска Конгар-оола Ондара в 1999 г. В последующие годы количество новых компакт-дисков тувинского содержания падает.
В последнее время появляются альбомы из цифровых файлов, доступные для скачивания или через потоковые мультимедиа. В самой Туве сначала большое распространение имели кассеты. В последнее время распространились компакт-диски, но почти исключительно как CD-R.
Библиографические ссылки
Бадыргы, М. (2008) Творческие портреты хоомейистов Республики Тыва. Кызыл : Тываполиграф. 64 с.
Дупчур, Б. (2007) Кежик-чолдуг Кежиктиг — Барымдалыг тоожу. Кызыл : Тываның Ю. Ш. Кюнзегеш аттыг ном үндүрер чери. 248 с. (На тув. яз.).
Карелина, Е. К. (2009) История тувинской музыки — от падения династия Цин и до нашей дней. М. : Композитор. 552 с.
Кыргыс, З. К. (1982) Tувинский музыкальный фольклор // Музыка Сибири и Дальнего Востока. Сборник статей, выпуск 1. Сост. И. М. Ромащук. М. : Советский композитор. С. 120–142.
Кыргыс, З. К. (2002) Тувинское горловое пение. Этномузыковедческое исследование. Новосибирск : Наука. 236 с.
Левин, Т., Сузукей, В. (2012) Музыка новых номадов. Горловое пение в Туве и за ее пределами / пер. с англ. И. Куна. М. : Классика-XXI. 332 с.
Монгуш, У. О. (2008) Хүн-Хүртүнүң хүртүзү (Кайгал-оол Ховалыгның чогаадыкчы овур-хевири). Кызыл : «Хөөмей» аттыг эртем-шинчилел төвү. 276 с. (На тув. яз.).
Монгуш, У. О. (2010) Хүртүүн Ховалыг биле «Хүн-Хүртү» = Своевольный Ховалыг и «Хун-Хурту». Кызыл : Тываполиграф. 188 с. (На тув. яз.).
Музыкальный фольклор на грампластинках. Опыт дискографии (1992). Сост. И. И. Земцовский. М. : Республиканский Центр русского фольклора Министерства культуры и туризма Российской Федерации.
Сапельцев, В. Л. (1982) На пути к социалистической культуре (очерк о музыкальной жизни Тувы) // Музыка Сибири и Дальнего Востока. Сборник статей, вып. 1. Сост. И. М. Ромащук. М. : Советский композитор. С. 81–119.
Сузукей, В. Ю. (2007) Музыкальная культура Тувы в ХХ столетии. Москва : Композитор. 408 с.
Сузукей, В. Ю. (2011) Искусством хоомея своего раскрою душу свою. Жизнь и творчество Народного хоомейжи Республики Тыва Конгар-оола Ондара. Кызыл : Тываполиграф. 256 с.
Сузукей, В. Ю. (2015) Как молоды мы были… Тувинские ВИА 1970-90-х годов. Хроника событий. Кызыл : Тываполиграф. 212 с.
Сузукей, В. Ю., Тумат, Ч. С. (2015) Хөөмейжи Республики Тыва. Кызыл : Центр развития тувинской традиционной культуры и ремесел. 192 с.
Сундуй, М. М., Куулар Ч. Ч. (1995) Ооржак Хунаштар-оол (монографический очерк). Кызыл : Делегейниң улустар аразының «Хөөмей» аттыг эртем-шинчилел төвү. 39 с.
Тувинская АО (1966) // Каталог-заказник грампластинок. М. : Министерство культуры СССР ; Всесоюзная фирма грамафонных пластинок. С. 254-255.
Тувинские героические сказания (1997) / сост. С. М. Орус-оол. Новосибирск : Наука, Сибирская издательская фирма. 582 с.
Тувинские народные сказки (1994) / сост. З. Б. Самдан. Новосибирск : Наука, Сибирская издательская фирма. 459 с.
Beahrs, R. (2014) Post-Soviet Tuvan throat-singing (xöömei) and the circulation of nomadic sensibility : PhD diss., University of California, Berkeley. 180 р.
Gronow, P. (1975) Ethnic music and Soviet record industry // Ethnomusicology, January, pp. 91–99.
Tongeren van M. C. (2004) Overtone singing. Physics and metaphysics of harmonics in East and West. Rev. 2nd ed. Amsterdam : Fusica. 284 р.
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Автор (лицензиар) произведения предоставляет простую (неисключительную) лицензию на использование редакцией (лицензиатом) произведения науки, который заключается в упрощённом порядке (открытая лицензия), согласно ст. 1286.1. «Открытая лицензия на использование произведения науки, литературы или искусства» Гражданского кодекса Российской Федерации.
В нашем издании публикуемые материалы доступны по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») — CC BY-NC.
Т. к. лицензия открытая, автор имеет право разместить статью после ее выхода на своем сайте, читатель может скопировать и разместить на своих персональных ресурсах, в том числе в виде выдержек, конспектов, но:
а) обязательно должно быть указано ФИО автора, неизмененное название статьи и гиперссылка на первоисточник (журнал «Новые исследования Тувы»),
б) размещающий не имеет права брать деньги за доступ к этому материалу или каким бы то ни было образом давать преимущество одним читателям над другими,
в) при перепечатке автором текста статьи без значительных изменений (если сохраняется 30% текста или более) должно быть указано, что первая редакция статьи вышла в журнале «Новые исследования Тувы» и сделана соответствующая ссылка.
Лицензия действует по всему миру, длится в течение срока авторских прав на произведение, является неотзывной.