Тувинское искусство мелкой пластики и образ нойона
Ключевые слова:
Тува; резчики; камнерезное искусство; образ нойона; шахматы; буддизмАннотация
В статье раскрывается один из образов скульптурного искусства тувинцев —нойон. Прослежен генезис образа. Его истоки фиксируются в древнетюркском кочевом мире, а обогащение новыми чертами происходит уже в тувинской среде. Сделано заключение о связи образа с шахматами и буддизмом. В заключении высказано предположение о возможном дальнейшем видоизменении образа нойона.Библиографические ссылки
Вайнштейн, С. И. (1954) Камнерезное искусство тувинцев // СЭ. № 3. С. 31–37.
Вайнштейн, С. И. (1974) История народного искусства Тувы. М. : Наука.
Вайнштейн, С. И. (2009) Загадочная Тува. М. : ООО «Домашняя газета».
Грумм-Гржимайло, Г. Е. (2003) Западная Монголия и Урянхайский край // Традиционная культура тувинцев глазами иностранцев (конец XIX — начало XX века). Кызыл : Тувинское книжное изд-во. С. 108–134.
Гугуев, В. К. (1992) Кобяковский курган (К вопросу о восточных влияниях на культуру сарматов I в. н.э. — начала II в. н.э.) // ВДИ. № 4. С. 116–129.
Дьяконова, В. П. (1977) Религиозные культы тувинцев // Памятники культуры народов Севера и Сибири (вторая половина XIX — начало XX в.). Сборник МАЭ. Т. XXXIII. Л. : Наука. С. 172–215.
Ермоленко, Л. Н. (2004) Средневековые каменные изваяния казахстанских степей (типология, семантика в аспекте военной идеологии и традиционного мировоззрения). Новосибирск : Изд-во ИАЭ СО РАН.
Иванов, С. В. (1933) И. М. Мягков. Искусство Танну-Тувы // СЭ. № 2. С. 144–148.
Иванов, С. В. (1961) Современное искусство народов Сибири (скульптура) // СЭ. № 6. С. 9–28.
Каралькин, П. И. (1971) Тувинские шахматы // Этнография народов СССР. Л. : ГО СССР. С. 136–145.
Кисель, В. А. (2004) История камнерезного искусства Тувы // Музейные коллекции и научные исследования: Материалы годичной науч. сессии МАЭ РАН 2000 года. Сборник МАЭ. Т. XLIX. СПб. : МАЭ РАН. С. 44–56.
Кляшторный, С. Г. (1978) Храм, изваяние и стела в древнетюркских текстах. К интерпретации Ихе-Ханын-норской надписи // Тюркологический сборник. 1974. М. : Наука. С. 238–255.
Кляшторный, С. Г., Султанов, Т. И. (2004) Государства и народы Евразийских степей. Древность и средневековье. СПб. : Петербургское Востоковедение.
Ковпаненко, Г. Т. (1986) Сарматское погребение I в. н. э. на Южном Буге. Киев : Наукова думка.
Кон, Ф. Я. (2003) За пятьдесят лет // Традиционная культура тувинцев глазами иностранцев (конец XIX – начало XX в.). Кызыл : Тувинское книжное изд-во. С. 69–108.
Кореняко, В. А. (1984) Декоративно-прикладное искусство Тувы в собрании ГМИНВ (каталог мелкой пластики) // Научные сообщения ГМИНВ. Вып. XVII. М. : Наука. С. 58–107.
Кореняко, В. А. (1990) Монгольская народная скульптура. М. : Мосгорпечать.
Кочешков, Н. В. (1979) Декоративное искусство монголоязычных народов XIX — середины XX века. М. : Наука.
Леус, П. М. (2004) Культ оваа у современных тувинцев // Культурное наследие народов Сибири и Севера: Материалы Пятых Сибирских чтений. СПб. : МАЭ РАН. С. 146–152.
Линдер, И. М. (1975) Шахматы на Руси. М. : Наука.
Мягков, И. М. (1931) Искусство Танну-Тувы. Томск : Изд-во Биологического факультета ТГУ.
Мяо Сянжуй (2008) Искусство каменных коновязей в провинциях Шаньси и Шэньси (КНР) // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. Аспирантские тетради. № 31 (69). СПб. : Изд-во РГПУ. С. 218–222.
Мяо Сянжуй (2011) Каменные коновязи как памятники китайского народного искусства : дис. … канд. искусств. СПб.
Ольховский, В. С. (2005) Монументальная скульптура населения западной части евразийских степей эпохи раннего железа. М. : Наука.
Потанина, А. В. (2003) Из путешествий по восточной Сибири, Монголии, Тибету и Китаю // Традиционная культура тувинцев глазами иностранцев (конец XIX – начало XX века). Кызыл : Тувинское книжное изд-во. С. 29–38.
Потапов, Л. П. (1969) Очерки народного быта тувинцев. М. : Наука.
Рафаенко, В. Я. (1981) Современное состояние и перспективы развития тувинского народного искусства // Творческие проблемы современных народных художественных промыслов. Л. : Художник РСФСР. С. 242–256.
Руденко, С. И. (1962) Сибирская коллекция Петра I. Свод археологических источников. Вып. Д3-9. М.– Л. : Наука.
Савенков, И. Т. (1905) К вопросу об эволюции шахматной игры. Сравнительно-этнографический очерк // Этнографическое обозрение. № 1. С. 1–128.
Савинов, С. Г. (2011) О генезисе каменных изваяний начала II тыс. н. э. // Археология Южной Сибири. К 80-летию Я. А. Шера. Вып. 25. Кемерово : Изд-во КемГУ. С. 162–169.
Самашев, З., Григорьев, Ф., Жумабекова, Г. (2005) Древности Алматы. Алматы : КазИздат-КТ.
Самбу, И. У. (1978) Тувинские народные игры. Историко-этнографический очерк. Кызыл : Тувинское книжное изд-во.
Степи европейской части СССР в скифо-сарматское время. (1989) М. : Наука.
Степная полоса Азиатской части СССР в скифо-сарматское время (1992) М. : Наука.
Турчанинов, А. А. (2009) Урянхайский край в 1915 году. Кызыл : ТИГИ при Правительстве РТ.
Хертек, А. (2008) Исполнилось 60 лет со дня рождения первого скульптора Тувы [Электронный ресурс] // TuvaOnline. URL: http://www.tuvaonline.ru/2008/09/24/2958_tovarischtai.html (дата обращения: 12.12.2012).
Ховалыг, У. Т. (2010) История возникновения шахмат в Туве по археологическим и этнографическим источникам // Евразийское культурное пространство. Археология, этнология, антропология: Материалы докладов V (L) Российской археолого-этнографической конференции студентов и молодых ученых. Иркутск : Оттиск. С. 581–583.
Шер, Я. А. (1966) Каменные изваяния Семиречья. М. – Л. : Наука.
Яковлев, Е. К. (1900) Этнографический обзор инородческого населения долины Южного Енисея и объяснительный каталог этнографического отдела Музея // Описание Минусинского музея. Вып. IV. Минусинск : Тип. В. И. Корнакова.
Яковлева, Е. Г. (1966) Народное искусство западных и юго-западных районов Тувинской АССР // Сборник трудов НИИХП. № 3. М. : Легкая индустрия. С. 83–105.
Drevna kineska kultura. (1984) Zagreb.
Scarpari, M. (2001) Das antike China. Köln.
Silk Road and Dunhuang. Journey to the western regions with Hye-Cho. (2010) Seoul.
Watson, W. (1962) Ancient Chinese Bronzes. London.
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Автор (лицензиар) произведения предоставляет простую (неисключительную) лицензию на использование редакцией (лицензиатом) произведения науки, который заключается в упрощённом порядке (открытая лицензия), согласно ст. 1286.1. «Открытая лицензия на использование произведения науки, литературы или искусства» Гражданского кодекса Российской Федерации.
В нашем издании публикуемые материалы доступны по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») — CC BY-NC.
Т. к. лицензия открытая, автор имеет право разместить статью после ее выхода на своем сайте, читатель может скопировать и разместить на своих персональных ресурсах, в том числе в виде выдержек, конспектов, но:
а) обязательно должно быть указано ФИО автора, неизмененное название статьи и гиперссылка на первоисточник (журнал «Новые исследования Тувы»),
б) размещающий не имеет права брать деньги за доступ к этому материалу или каким бы то ни было образом давать преимущество одним читателям над другими,
в) при перепечатке автором текста статьи без значительных изменений (если сохраняется 30% текста или более) должно быть указано, что первая редакция статьи вышла в журнале «Новые исследования Тувы» и сделана соответствующая ссылка.
Лицензия действует по всему миру, длится в течение срока авторских прав на произведение, является неотзывной.