Интеллектуальный дискурс нациестроительства: национализм и осмысление истории в Индии
DOI:
https://doi.org/10.25178/nit.2024.4.20Ключевые слова:
нациестроительство; национализм; Индия; ориентализм; гибридность; деколониальностьАннотация
В статье анализируются вопросы, связанные с интеллектуальным дискурсом нациестроительства в Индии, который рассматривается в контексте теорий национализма, «третьего пространства» / гибридности и деколониальности. На примере анализа работ индийских исследователей, посвященных изучению древней и современной истории Индии, выделяются основные закономерности, связанные с актуализацией рассматриваемых теоретических дискурсов.
Показывается, что актуализация вопросов в сфере разработки знания, смыслов и значений в Индии по отношению к своему древнему прошлому и настоящему проходила определенные этапы. Они отражали смену парадигм — от ориенталистской через «третье пространство» к деколониальности. Данные этапы стали отражением острых идеологических дискуссий, происходивших и происходящих в индийском обществе. В более объемном, теоретическом плане они являются маркером процесса активизации традиции в «третьем пространстве» и его трансформации в деколониальность.
На примере изучения истории археологии в середине XX в. (Суриндранатх Рой) просматривается специфика преимущественно ориенталистского дискурса, развитие гибридности. В конце ХХ — начале XXI в. исследование вопросов археологии на стыке с социополитическим анализом, предпринятым Дилипом Чакрабарти, показывает сохранение гибридности и апелляцию к деколониальности. В настоящее время в работах Саи Дипака можно отметить резкое звучание деколониальности также при одновременном сохранении других дискурсов.
Деколониальность проходит преимущественно через обращение к традиции и религии, которая становится ключевым модусом, одновременно содержанием и формой, а также своеобразным локомотивом данного процесса. В свою очередь, это может свидетельствовать о длительном характере процесса трансформации, незавершенность которого с особой остротой и накалом может выпукло проявляться именно в сфере производства знания, значений, символов.
Библиографические ссылки
Четырова, Л. Б., Сахаров, А. С. (2023) Травелоги в перспективе гендерного ориентализма (по материалам текстов К. Д. Минцловой, Е. К. Верещагиной, С. Р. Минцлова и Ю. Н. Рериха) // Новые исследования Тувы. № 2. С. 141–152. DOI: https://doi.org/10.25178/nit.2023.2.10
Четырова, Л. Б., Сергеева, Н. М. (2022) Советская модерность в визуальной перспективе (на примере ойрат-калмыков и тувинцев) // Новые исследования Тувы. № 2. С. 239–262. DOI: https://doi.org/10.25178/nit.2022.2.17
Четырова, Л. Б., Сергеева, Н. М. (2023) Визуальная репрезентация ойрат-калмыков и тувинцев в контексте властных отношений // Новые исследования Тувы. № 3. С. 171–192. DOI: https://doi.org/10.25178/nit.2023.3.11
Ahmad, I. (1973) Caste and Social Stratification among Muslims in India. Columbia : South Asia Books ; New Delhi : Manohar Book Service. 256 p.
Anderson, B. (1991) Imagined Communities: Reflections on the Origin and Spread of Nationalism. 2nd ed. London : Verso. 240 p.
Bajpai, R. (2022) Pluralizing Pluralism: Lessons from, and for, India // The Review of Faith & International Affairs. 20: 1. P. 27–42. DOI: https://doi.org/10.1080/15570274.2022.2031046
Bhabha, H. K. (Ed.). (2010) Nation and Narration (1st ed.). London : Routledge. 352 p. DOI: https://doi.org/10.4324/9780203823064
Bhabha, H. K. (2004) Introduction // The Location of Culture. 2nd ed. Routledge Classics Series. London : Routledge. 440 p. P. 1–27. DOI: https://doi.org/10.4324/9780203820551
Bhambra, G. K. (2014) Postcolonial and decolonial dialogues // Postcolonial Studies. Vol. 17:2. P. 115–121. DOI: https://doi.org/10.1080/13688790.2014.966414
Chakrabarti, D. K. (2021) The Battle for Ancient India. An Essay in the Sociopolitics of Indian Archaeology. New Delhi : Aryan Books International. 173 p.
Chakrabarti, D. K. (2022) Towards a Nationalist Narrative of India’s Ancient Past. Including Recent Research on the Indus Civilization. New Delhi : Aryan Books International. 234 p.
Chatterjee, P. (1993) The Nation and Its Fragments. Colonial and Postcolonial Histories. Princeton, New Jersey : Princeton University Press. 282 p.
Coomaraswamy, A. (1999) Introduction to Indian Art. New Delhi: Munshiram Manoharlal Publishers. 104 p.
Deepak, J. S. (2021) India that is Bharat. Coloniality, Civilisation, Constitution. New Delhi : Bloomsbury India. 460 p.
Deepak, J. S. (2022) India, Bharat and Pakistan. The Constitutional Journey of a Sandwiched Civilisation. New Delhi : Bloomsbury India. 616 p.
Durkheim, E. (2001) The Elementary Forms of Religious Life. Transl. from French by C. Cosman. Introduction and notes by Mark S. Cladis. Series “Oxford World’s Classics”. Oxford : Oxford University Press. 358 p.
Gellner, E. (1993) Nations and Nationalism. Oxford UK & Cambridge USA : Blackwell. 150 p.
Gellner, E. (1978) Scale and Nation // Barth, F. (Ed). Scale and social organization. Oslo : Universitetsforl. 291 p. P. 133–149.
Habib, I. (2018) The National Movement. Studies in Ideology and History. New Delhi : Tulika Books. 119 p.
Iyengar, P. T. (1912) The Myth of the Aryan Invasion of India // Journal of the Royal Society of Arts. Vol. 60. No. 3113 (1912). P. 841–846.
Jaffrelot, C. (2007) (Ed). Hindu Nationalism: A Reader. Princeton and Oxford : Princeton University Press. 424 p.
Jaffrelot, C. (2009) Religion and Nationalism // Peter B. Clarke (ed.). The Oxford Handbook of the Sociology of Religion. Oxford Academic. P. 406–417. DOI: https://doi.org/10.1093/oxfordhb/9780199588961.013.0023
Jodhka, S., Naudet, J. (ed) (2023) The Oxford Handbook of Caste. Oxford Academic. DOI: https://doi.org/10.1093/oxfordhb/9780198896715.001.0001
Keay, J. (2011) To Cherish and Conserve. The Early Years of the Archaeological Survey of India. New Delhi : Archaeological Survey of India, National Culture Fund. 115 p.
Khurshid, S. (2019) Visible Muslim, Invisible Citizen. Understanding Islam in Indian Democracy. New Delhi : Rupa. 308 p.
Madabhushi, S. (1993) Arctic Theory of Tilak: New Evidences // Annals of the Bhandarkar Oriental Research Institute. Vol. 74. No. 1/4 (1993). P. 245–253.
Mignolo, W. D., Walsh, C. E. (2018) On Decoloniality: Concepts, Analytics, Praxis. Duke University Press. 304 p. DOI: https://doi.org/10.2307/j.ctv11g9616
Nandy, A. (2010a) The Romance of the State and the Fate of Dissent in the Tropics. New Delhi : Oxford University Press. 218 p.
Nandy, A. (2010b) Bonfire of Creeds. The Essential Ashis Nandy. New Delhi : Oxford University Press. 306 p.
Nandy, A. (2012) Nationalism, Genuine and Spurious: A Very Late Obituary of Two Early Postnationalist Strains in India // Occasion: Interdisciplinary Studies in the Humanities. Vol. 3. P. 1–10.
Nandy, A., Trivedy, S., Mayaram, S., Yagnic, A. (2006) Creating a Nationality. The Ramjanmabhumi Movement and Fear of the Self. New Delhi : Oxford University Press. 212 p.
Parsons, T. (1985) On Institutions and Social Evolution. Selected Writings. Ed. and Introduction by Leon H. Mayhew. Chicago ; London : The University of Chicago Press. 356 p.
Pozanesi, P. (2021) Postcolonial intellectuals: new paradigms // Postcolonial Studies. Vol. 24:4. P. 433–447. DOI: https://doi.org/10.1080/13688790.2021.1985232
Quijano, A. (2007) Coloniality and Modernity/Rationality // Cultural Studies. Vol. 21(2–3). P. 168–178. DOI: https://doi.org/10.1080/09502380601164353
Quijano, A., Ennis, M. (2000) Coloniality of Power, Eurocentrism, and Latin America // Nepantla: Views from South. Vol. 1. No. 3 (2000). P. 533–580.
Renan, E. (2010) What is a Nation? // Bhabha, H. K. (Ed.). Nation and Narration. London : Routledge. 352 p. P. 8–22.
Roy, S. (2011) The Story of Indian Archaeology. 1784–1947. New Delhi : Archaeological Survey of India. 213 p.
Rustow, D. A. (1968) Nation // International Encyclopaedia of the Social Sciences. Ed. David L. Sills. Vol. 11. The Macmillan Company and the Free Press. 614 p. P. 7–14.
Said, E. (2003) Orientalism. London : Penguin. 396 p.
Srivastava, N. (2021) The intellectual as partisan: Sylvia Pankhurst and the Italian invasion of Ethiopia // Postcolonial Studies. Vol. 24:4. P. 448–463. DOI: https://doi.org/10.1080/13688790.2021.1985235
Thapar, R. (2021) Early India. From the Origins to AD 1300. Gurugram: Penguin Books. 556 p.
Thapar, R. (1996) The Theory of Aryan Race and India: History and Politics // Social Scientist. Vol. 24. No. 1/3 (1996). P. 3–29. DOI: https://doi.org/10.2307/3520116
Tharoor, S. (2018) Why I am Hindu. New Delhi : Aleph Book Company. 320 p.
Tlostanova, M. (2019) Delinking from Victimhood and Other Rivalries // International Journal of Critical Diversity Studies. Vol. 2. No. 1. P. 92–96. DOI: https://doi.org/10.13169/intecritdivestud.2.1.0092
Опубликован
Как цитировать
For citation:
Yerekesheva L. G. Intellectual Discourse of Nationbuilding: Nationalism and History Writing in India. New Research of Tuva, 2024, no. 4, pp. 310-324. (In Russ.). DOI: https://doi.org/10.25178/nit.2024.4.20
Выпуск
Раздел
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.
Автор (лицензиар) произведения предоставляет простую (неисключительную) лицензию на использование редакцией (лицензиатом) произведения науки, который заключается в упрощённом порядке (открытая лицензия), согласно ст. 1286.1. «Открытая лицензия на использование произведения науки, литературы или искусства» Гражданского кодекса Российской Федерации.
В нашем издании публикуемые материалы доступны по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») — CC BY-NC.
Т. к. лицензия открытая, автор имеет право разместить статью после ее выхода на своем сайте, читатель может скопировать и разместить на своих персональных ресурсах, в том числе в виде выдержек, конспектов, но:
а) обязательно должно быть указано ФИО автора, неизмененное название статьи и гиперссылка на первоисточник (журнал «Новые исследования Тувы»),
б) размещающий не имеет права брать деньги за доступ к этому материалу или каким бы то ни было образом давать преимущество одним читателям над другими,
в) при перепечатке автором текста статьи без значительных изменений (если сохраняется 30% текста или более) должно быть указано, что первая редакция статьи вышла в журнале «Новые исследования Тувы» и сделана соответствующая ссылка.
Лицензия действует по всему миру, длится в течение срока авторских прав на произведение, является неотзывной.