Экологизация традиции завязывания зурам, хадаков и хий-морин на местах поклонения в Республике Бурятия
DOI:
https://doi.org/10.25178/nit.2023.4.23Ключевые слова:
трансформация традиции; экология; буддизм; сакральное место; ритуальная лента; зурам; хадак; хий-морин; БурятияАннотация
В работе рассмотрен феномен трансформации буддийской традиции подношения ритуальных лент и флагов (зурам, хадаков и хий-морин) в Республике Бурятия под влиянием экологических требований. Эмпирическая база собрана в полевых экспедициях по сакральным местам и буддийским монастырям Республики Бурятия в 2020–2023 гг.; собраны фотофакты, интервьюровались буддийские ламы, работники храмов, миряне; изучались сайты организаций, материалы региональной прессы.
Сама традиция, связанная с подношением, не несла никакого негативного экологического эффекта, потому что ткани были натуральными, быстро разлагались; верующие практиковали не тугое повязывание. Современные практики существенно изменились, в том числе ленты изготавливаются из искусственных тканей. Традиция стала массовой и стала вредить деревьям, на которые люди повязывали ленты в большом количестве. Помимо этого, одним из последствий пандемии COVID-19 стало новшество: туристы в святых местах начали повязывать медицинские изделия (маски, салфетки).
Начиная с 2014 г. Буддийская традиционная Сангха России призвала верующих выступила с обращением, ламы и активисты начали практиковать очищения мест поклонения. Стало развиваться экологическое просвещение населения. Тем самым авторы фиксируют рациональный подход религиозного и общественного движения в республике по исправлению ситуации.
Библиографические ссылки
Амоголонова, Д. Д. (2017) Хамбо лама Дамба Аюшеев и его роль в современном буддийском возрождении Бурятии // Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. № 2. C. 33–42.
Атфилд, Р. (1990) Этика экологической ответственности // Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности : пер. с англ. и франц. / сост. Л. И. Василенко и В. Е. Ермолаевой. М. : Прогресс. 495 с. С. 203–258.
Бакаева, Э. П. (2015) К исследованию этнической специфики образа божества Белый старец у ойратов Монголии и калмыков России (по материалам полевой экспедиции по Убсунурскому аймаку Монголии) // Проблемы этнической истории и культуры тюрко-монгольских народов. № 3. С. 43–78.
Будаева, Д. Ц., Жилкина, М. В. (2016) Этноэкологическая этика как фактор устойчивого развития мира // Проект евразийской экологической цивилизации (на примере устойчивого развития Байкальского региона) / отв. ред. А. А. Бурзалова Улан-Удэ: Восточно-Сибирский государственный университет технологий и управления. 420 с. С. 229–241.
Будаева, Ц. Б. (2003) Возрождение экологических традиций бурят // Социологические исследования. № 6. С. 120–123.
Будаева, Ц. Б. (2006) Этноэкологические традиции народов Байкальского региона в условиях трансформационных процессов: проблемы сохранения и развития. Улан-Удэ : ВСГТУ. 297 с.
Винокурова, У. А. (2017) Якутские ценности в начале XXI века // Новые исследования Тувы. № 3. С. 84–99. DOI: https://doi.org/10.25178/nit.2017.3.5
Винокурова, У. А. (2020) Принципы Стратегии экологического образования в Республике Саха // Социальные риски в современном обществе / отв. ред. Г. В. Жигунова. Красноярск : Научно-инновационный центр. 338 с. С. 44–48.
Винокурова, У. А., Захарова, А. Е. (2022) Аксиологические основания экодуховных ценностей коренных народов Арктики // Человек и культура. № 6. С. 68–77. DOI: https://doi.org/10.25136/2409-8744.2022.6.39467
Герасимова, И. А. (2021) От модернизации к экологизации. Геоэкология и геосоциальность // Epistemology & Philosophy of Science. Т. 58. № 1. С. 8–21. DOI: https://doi.org/10.5840/eps20215812
Заика, В. В. (2020) История развития экологических исследований в Туве // Новые исследования Тувы. № 2. С. 241–259. DOI: www.doi.org/10.25178/nit.2020.2.17
Кунь, В. (2022) Буддизм в современном Китае // Государство, религия, Церковь в России и за рубежом. Т. 40. № 2. С. 202–211. DOI: https://doi.org/10.22394/2073-7203-2022-40-2-202-211
Ленхобоева, Т. Р. (2021) Экологическая этика буддизма в региональных СМИ (на примере Республики Бурятия): способы конструирования // Litera. № 11. C. 98–105. DOI: https://doi.org/10.25136/2409-8698.2021.11.36867
Содномпилова, М. М. (2023) «Язык» леса в информационном пространстве кочевой культуры на примере тюрко-монгольских народов // Монголоведение (Монгол судлал) Т. 15. № 1. С. 129–141. DOI: https://doi.org/10.22162/2500-1523-2023-1-129-141
Содномпилова, М. М., Амоголонова, Д. Д. (2020) Традиционные и новые места религиозного паломничества в Бурятии // Этнографическое обозрение. № 2 C. 47–60. DOI: https://doi.org/10.31857/S086954150009604-4
Сыртыпова, С. Д. (2005) Памятники кочевого мира Трансбайкалья // Восток. Афро-азиатские общества: история и современность. № 5. С. 17–27.
Сыртыпова С. Д. (2007) Святыни кочевников Трансбайкалья (Традиционные культовые объекты как памятники истории и культуры). Улан-Удэ : Изд.-во Бурятского госуниверситета. 269 с.
Тадина, Н. А. (2020) Современный бурханизм через историю в ритуальной жизни алтайцев // Известия Иркутского государственного университета. Серия Геоархеология. Этнология. Антропология. Т. 31. С. 31–40. DOI: https://doi.org/10.26516/2227-2380.2020.31.31
Турлунова, С. Н. (1998) Традиционная экологическая этика алтайских охотников // Этнография Алтая и сопредельных территорий / отв. ред. М. А. Демин, Т. К. Щеглова. Барнаул : Барнаульский государственный педагогический университет. 264 с. С. 237–238.
Уайт, Л., мл. (1990) Исторические корни нашего экологического кризиса // Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности: пер. с англ. и франц. / сост. Л. И. Василенко и В. Е. Ермолаева. М. : Прогресс. 495 с. С. 188–202.
Шараева, Т. И. (2010) Современное бытование сакрального маркера өлгц у калмыков (по материалам полевых исследований 2008–2010 гг.) // Проблемы этнической истории и культуры тюрко-монгольских народов. № 2. С. 158–186.
Ябыштаев, Т. С. (2020) Проблема соблюдения родовых традиций у алтайцев в современных условиях // Сохранение и изучение культурного наследия Алтайского края. № 26. С. 306–310. DOI: https://doi.org/10.14258/2411-1503.2020.26.50
Batchelor, M. Brown, K. (1992) Buddhism and Ecology. London; New York: Motilal Banarsidass. 112 p.
Dondukov, B. (2021) Public Discourse of Buddhist Leaders in the Context of Forest Fires in the Republic of Buryatia, Russia // International Journal of Religion and Spirituality in Society. Vol. 11. № 2. P. 131–140. DOI: https://doi.org:10.18848/2154-8633/CGP/v11i02/131-140
Escario, J. J. Rodriguez-Sanchez, C., Valero-Gil, J., Casaló, L. V. (2022) COVID-19 related policies: The role of environmental concern in understanding citizens’ preferences // Environmental Research. Vol. 211. P. 1–11. DOI: https://doi.org/10.1016/j.envres.2022.113082
Hargrove, E. (1989) Foreword // Nature in Asian Traditions of Thought: Essays in Environmental Philosophy. Ed. by J. B. Callicott, R. T. Ames. N-Y. : State University of New York Press. 360 p. P. xiii–1.
Kaza, S., Kenneth, K., eds. (2000) Dharma Rain. Berkeley : Shambhala. 504 p.
Severo, E. A., De Guimarães, J. C. F., Dellarmelin, M. L. (2021) Impact of the COVID-19 pandemic on environmental awareness, sustainable consumption and social responsibility: Evidence from generations in Brazil and Portugal // Journal of cleaner production. Vol. 286. 124947. DOI: https://doi.org/10.1016/j.jclepro.2020.124947
Опубликован
Как цитировать
For citation:
Dorzhigushaeva O. V. and Kiplyuks A. V. Ekologizatsiia traditsii zaviazyvaniia zuram, khadakov i khii-morin na mestakh pokloneniia v Respublike Buriatiia [Ecologization of the tradition of tying zurams, khadaks and khii-morins at places of worship in the Republic of Buryatia]. New Research of Tuva, 2023, no. 4, pp. 328-343. DOI: https://doi.org/10.25178/nit.2023.4.23
Выпуск
Раздел
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.
Автор (лицензиар) произведения предоставляет простую (неисключительную) лицензию на использование редакцией (лицензиатом) произведения науки, который заключается в упрощённом порядке (открытая лицензия), согласно ст. 1286.1. «Открытая лицензия на использование произведения науки, литературы или искусства» Гражданского кодекса Российской Федерации.
В нашем издании публикуемые материалы доступны по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») — CC BY-NC.
Т. к. лицензия открытая, автор имеет право разместить статью после ее выхода на своем сайте, читатель может скопировать и разместить на своих персональных ресурсах, в том числе в виде выдержек, конспектов, но:
а) обязательно должно быть указано ФИО автора, неизмененное название статьи и гиперссылка на первоисточник (журнал «Новые исследования Тувы»),
б) размещающий не имеет права брать деньги за доступ к этому материалу или каким бы то ни было образом давать преимущество одним читателям над другими,
в) при перепечатке автором текста статьи без значительных изменений (если сохраняется 30% текста или более) должно быть указано, что первая редакция статьи вышла в журнале «Новые исследования Тувы» и сделана соответствующая ссылка.
Лицензия действует по всему миру, длится в течение срока авторских прав на произведение, является неотзывной.