Пространственная модель в героическом тувинском и древнеанглийском эпосе
DOI:
https://doi.org/10.25178/nit.2023.3.7Ключевые слова:
эпос; тувинский героический эпос; Беовульф; категория пространства; пространственная модельАннотация
В статье рассматриваются пространственные представления, которые, во-первых, являются базовыми в мыслительном сознании человека, во-вторых, формируют собственную для каждого этноса модель мира. Актуальность исследования определяется необходимостью этноидентификации культурно-исторических концептов в эпоху глобализации, в процессе которой происходит взаимопроникновение культур, порой стирающее этнокультурные черты и архетипичные признаки. Цель исследования — установить языковые средства актуализации пространственных отношений в тувинском и древнеанглийском эпосе.
Исследование производится путем анализа лексем, которые репрезентируют универсальную категорию пространства, важнейшие компоненты которой зародились в архаичной картине мира и запечатлены в эпосе. Такие характеристики пространства, как членение, бинарные оппозиции, параметры измерения, составляют культурный код и определяются факторами и условиями среды обитания, традициями и обычаями. Все это манифестируется в эпических произведениях тувинского и англосаксонского народов и позволяет сформировать архетипичную пространственную модель изучаемого этноса.
В результате исследования было установлено, что пространственные модели мира, отраженные в эпических произведениях тувинцев и англосаксов, принадлежащих различным национально-культурным автономиям, имеют общие черты в представлении мира как трихотомической модели, в ориентации по сторонам света и координатным осям, в бинарной оппозиции между «своим» и «чужим» пространствами. Наряду с этим в тувинском эпосе выделены отличительные признаки в отношении пространственных представлений относительно человеческого тела, размеров пути и величины пространства. Авторы отмечают свойственный тувинским сказаниям символизм цвета в описании сторон света и указание на сакральность локусов. Анализ языковых средств актуализации категории пространства свидетельствует о присущем каждому этносу собственном восприятии пространства путем его освоения и отражения в мифопоэтической модели мира.
Лингвокультурологический подход к изучению эпических произведений различных по происхождению народов позволяет выявить представления этносов о мироустройстве и их мировоззренческих установках в архаический период развития, в течение которого сформировались основы этнической культуры и этнокультурного духа.
Библиографические ссылки
Балясникова, О. В. (2017) «Свой — чужой»: психолингвистические аспекты исследования (на материале русского языка). М. : Канцлер. 202 с.
Бредис, М. А. (2023) Символика числа девять в тувинской лингвокультуре (на фоне ряда тюркских и монгольских языков) // Новые исследования Тувы. № 1. С. 228–242. DOI: https://doi.org/10.25178/nit.2023.1.13
Брунова, Е. Г. (2007) Представления о своей земле в английском языке и культуре // Вестник Челябинского государственного университета. № 15. С. 33–42.
Гвоздецкая, Н. Ю. (2010) Концепт «путь» в поэтическом творчестве англосаксов (VII–XI вв.) // Древнейшие государства Восточной Европы, 2009 год: трансконтинентальные и локальные пути как социокультурный феномен : материалы и исследования / отв. ред. Т. Н. Джаксон. М. : Индрик. 496 с. С. 345–361.
Гребнев, Л. В. (1960) Тувинский героический эпос (опыт историко-этнографического анализа). М. : Восточная литература. 145 с.
Кенин-Лопсан, М. Б. (1987) Обрядовая практика и фольклор тувинского шаманства. Конец XIX — начало XX в. Новосибирск : Наука. 162, [2] с.
Кононов, А. Н. (1978) Семантика цветообозначений в тюркских языках // Тюркологический сборник 1975 / отв. ред. А. Н. Кононов. М. : Наука ; ГРВЛ. 279 с. С. 159–179.
Кравченко, А. В. (2004) Язык и восприятие: когнитивные аспекты языковой категоризации. 2-е изд., испр. Иркутск : Изд-во Иркут. гос. ун-та. 206 с.
Кравченко, Е. В. (2022) Семантическое развитие слов в эпическом нарративе: на примере обозначений моря в «Беовульфе» // Вестник РГГУ. Серия: Литературоведение. Языкознание. Культурология. № 4, ч. 2. С. 166–185. DOI: https://doi.org/10.28995/2686-7249-2022-4-166-185
Лотман, Ю. М. (1996) Внутри мыслящих миров. Человек — текст — семиосфера — история. М. : Языки русской культуры. 464 с.
Львова, Э. Л., Октябрьская, И. В., Сагалаев, А. М., Усманова, М. С. (1988) Традиционное мировоззрение тюрков Южной Сибири. Пространство и время. Вещный мир. Новосибирск : Наука, Сиб. отд-ние. 225 с.
Мелетинский, Е. М. (1975) Скандинавская мифология как система // Труды по знаковым системам, VII. Памяти Петра Григорьевича Богатырева / отв. ред. З. Минц. Тарту. 308 с. С. 38–51. (Уч. зап. Тартусского гос. ун-та. Вып. 365).
Мелетинский, Е. М. (1976) Поэтика мифа. М. : Наука. 407 с.
Мельникова, Е. А. (1987) Меч и лира: англосаксонское общество в истории и эпосе. М. : Мысль. 203, [2] с.
Невская, И. А. (2005) Пространственные отношения в тюркских языках Южной Сибири (на материале шорского языка). Новосибирск : Ника. 305 с.
Неклюдов, С. Ю. (1972) Время и пространство в былине // Славянский фольклор / отв. ред. Б. Н. Путилов, В. К. Соколова. М. : Наука. 328 с. С. 18–45.
Неклюдов, С. Ю. (2000) Структура и функция мифа // Мифы и мифология в современной России / под ред. К. Аймермахера, Ф. Бомсдорфа, Г. Бордюгова. М. : АИРО-XX. 216 с. С. 17–38.
Неклюдов, С. Ю. (2019) Фольклорный ландшафт Монголии. Эпос книжный и устный. М. : Индрик. 592 с.
Октябрьская, И. В. (2012) Путь через перевалы. Концепция пути в фольклорно-поэтической традиции Алтая // Проблемы истории, филологии, культуры. № 3 (37). С. 325–334.
Ондар, В. С. (2016) Отражение категории пространства в тувинском языке (на материале героического эпоса «Боктуг-Кириш, Бора-Шээлей») // Филологические науки. Вопросы теории и практики. № 2 (56) : в 2-х ч. Ч. 2. С. 129–134.
Орус-оол, С. М. (2001) Тувинские героические сказания (текстология, поэтика, стиль). М. : МАКС Пресс. 424 с.
Подосинов, А. В. (1999) Ex oriente lux! Ориентация по странам света в архаических культурах Евразии. М. : Языки русской культуры. 720 с.
Пропп, В. Я. (1998) Поэтика фольклора / сост., предисл. и комм. А. Н. Мартыновой. М. : Лабиринт. 352 с.
Пухов, И. В. (2004) Героический эпос алтае-саянских народов и якутские олонхо / [послесл. и коммент. В. М. Никифорова] ; Акад. наук Респ. Саха (Якутия), Ин-т гуманит. исслед., Рос. акад. наук, Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького. Якутск : Изд-во СО РАН, Якут. филиал. 328 с.
Семенова, Л. Н. (2006) Эпический мир олонхо: пространственная организация и сюжетика. СПб. : Петербургское востоковедение. 232 с.
Смирницкая, О. А. (1982) Поэтическое искусство англосаксов // Древнеанглийская поэзия / отв. ред. М. И. Стеблин-Каменский. М. : Наука. 320 с. С. 171–232.
Смирницкая, О. А. (2008) Два предания о первых поэтах: Кэдмон и Браги // Смирницкая О. А. Избранные статьи по германской филологии. М. : МАКС Пресс. 470, [1] с. С. 324–345.
Стоянова, Е. (2014) Языковая личность и восприятие мира в терминах дихотомии свой — чужой (на материале русской и болгарской фразеологии с компонентом ‘дом / структурные элементы дома’) // Verbum. Т. 5. С. 195–204. DOI: http://doi.org/10.15388/Verb.2014.5.5008
Токмашев, Д. М. (2012) Категория пространства в шорском героическом эпосе: лингвокультурологический аспект // Вестник Томского государственного университета. Филология. № 3 (19). С. 40–58.
Топоров, В. Н. (1983) Пространство и текст // Текст: семантика и структура / отв. ред. Т. В. Цивьян. М. : Наука. 302 с. С. 227–285.
Топоров, В. Н. (2010a) Мировое дерево: универсальные знаковые комплексы. М. : Рукописные памятники Древней Руси. Т. 1. 448 с.
Топоров, В. Н. (2010b) Мировое дерево: универсальные знаковые комплексы. М. : Рукописные памятники Древней Руси. Т. 2. 496 с.
Топорова, Т. В. (1994) Семантическая структура древнегерманской модели мира. М. : Радикс. 190 с.
Тувинцы: родные люди (2022) : [коллективная монография] / Ч. К. Ламажаа, Н. Д. Сувандии, Ш. Ю. Кужугет, Ш. Б. Майны ; под ред. Ч. К. Ламажаа, Н. Д. Сувандии. СПб. : Нестор-История. 360 с.
Хертек, Л. Д. (2018) Концепт «пространство» в эпической картине мира // Филологические науки. Вопросы теории и практики. № 6–2 (84). С. 402–407. DOI: https://doi.org/10.30853/filnauki.2018-6-2.46
Elden, S. (2009) Place symbolism and land politics in “Beowulf” // Cultural Geographies. Vol. 16, no. 4. P. 447–463.
Nagler, M. N. (1980) “Beowulf” in the context of myth // Old English literature in context: Ten essays / ed. by J. D. Niles. Cambridge : D. S. Brewer ; Totowa, NJ : Rowman & Littlefield. 184 p. P. 143–156.
Niles, J. D. (2016) Old English literature: A guide to criticism with selected readings. Chichester, West Sussex, Malden, MA : Wiley-Blackwell. xv, 336 p.
Опубликован
Как цитировать
For citation:
Prosyannikova O. I., Skorik K. V. and Grebеnev A. N. Prostranstvennaia model’ v geroicheskom tuvinskom i drevneangliiskom epose [Spatial model in the Tuvan and Old English heroic epics]. New Research of Tuva, 2023, no. 3, pp. 97-124. (In Russ.). DOI: https://doi.org/10.25178/nit.2023.3.7
Выпуск
Раздел
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.
Автор (лицензиар) произведения предоставляет простую (неисключительную) лицензию на использование редакцией (лицензиатом) произведения науки, который заключается в упрощённом порядке (открытая лицензия), согласно ст. 1286.1. «Открытая лицензия на использование произведения науки, литературы или искусства» Гражданского кодекса Российской Федерации.
В нашем издании публикуемые материалы доступны по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») — CC BY-NC.
Т. к. лицензия открытая, автор имеет право разместить статью после ее выхода на своем сайте, читатель может скопировать и разместить на своих персональных ресурсах, в том числе в виде выдержек, конспектов, но:
а) обязательно должно быть указано ФИО автора, неизмененное название статьи и гиперссылка на первоисточник (журнал «Новые исследования Тувы»),
б) размещающий не имеет права брать деньги за доступ к этому материалу или каким бы то ни было образом давать преимущество одним читателям над другими,
в) при перепечатке автором текста статьи без значительных изменений (если сохраняется 30% текста или более) должно быть указано, что первая редакция статьи вышла в журнале «Новые исследования Тувы» и сделана соответствующая ссылка.
Лицензия действует по всему миру, длится в течение срока авторских прав на произведение, является неотзывной.