Камбы-лама Ондар Лопсан-Чамзы (1857–1930): основные вехи исторической биографии

Авторы

  • Николай Михайлович Моллеров Тувинский институт гуманитарных и прикладных социально-экономических исследований при Правительстве Республики Тыва https://orcid.org/0000-0002-7127-184X
  • Аяна Анай-ооловна Самдан Тувинский институт гуманитарных и прикладных социально-экономических исследований при Правительстве Республики Тыва https://orcid.org/0000-0002-7785-7497

DOI:

https://doi.org/10.25178/nit.2022.3.9

Ключевые слова:

Ондар Лопсан-Чамзы; Урянхайский край; Тува; Россия; Китай; Монголия; буддийский монастырь; хурээ; проректорат; Пандидо Камбы-лама; Гражданская война; политические репрессии

Аннотация

В статье впервые рассмотрена историческая биография, политическая и духовная деятельность одного из известных религиозных деятелей Тувы, настоятеля Верхне-Чаданского буддийского монастыря (хурээ) Ондара Лопсан-Чамзы (1857–1930). Исследование обусловлено необходимостью опровержения ошибочных, неверных представлений о нем. Уточняются факты биографии, связанные с его происхождением, духовным образованием и пребыванием в изгнании, а также местом и обстоятельствами гибели. Конкретизируются представления о его отношении к происходившим в России революционным изменениям. Особое внимание уделяется его мировоззренческой и политической позиции в переломные, судьбоносные моменты истории Тувы и России (1916–1921 гг.), рассматривается его активное участие и важная роль в учреждении в крае религиозного института Пандидо Камбы-ламы — прообраза современного института Камбы-ламы Тувы.

Реорганизация буддийской сангхи Тувы, предпринимаемая русской властью с целью устранения приниженного и зависимого положения тувинских служителей буддистского культа от религиозных институтов Монголии и Тибета, предполагала объединение всех тувинских монастырей под руководством авторитетного буддийского иерарха. Наиболее подходящей кандидатурой на эту должность, по мнению русских властей, являлся Лопсан-Чамзы, который воспринимал покровительство России над Тувой как благо для своего народа. Свое видение буддийской религиозной практики в Туве он описал в перечне нравоучений и просьб, приложенных к своему ходатайству о принятии Тувы под протекторат России в 1914 г.

Стойкая политическая ориентация Камбы-ламы на монархическую Россию в условиях социалистической модернизации в Туве обрекла его на трагический исход.

Библиографические ссылки

Бердяев, Н. А. (2016) Смысл истории. СПб. : Азбука. 254 с.

Дацышен, В. Г. (2010) Государственное строительство в Туве и проблемы регионализма в первой половине 1920-х гг. // Ученые записки ТИГПИ. Вып. XXII. Кызыл : ОАО «Тываполигарф». 503 с. С. 114–145.

История Тувы (1964) / отв. ред. С. К. Тока. М. : Наука. Т. 2. 455 с.

История Тувы (2001) / отв. ред. С. И. Вайнштейн, М. Х. Маннай-оол. Новосибирск : Наука. Т. 1. 367 с.

История Тувы (2007) / отв. ред. В. А. Ламин. Новосибирск : Наука. Т. 2. 430 с.

Каррутерс, Д. (1914) Неведомая Монголия. Пг. : Переселен. упр. Т. 1: Урянхайский край. VIII, 341 с.

Ламажаа, Ч. К., Бичелдей, У. П. (2021) Основные характеристики тувинского буддийского паломничества рубежа XIX–XX веков // Новые исследования Тувы. № 2. С. 6–17. DOI: https://doi.org/10.25178/nit.2021.2.1

Моллеров, Н. М. (2020) Революционные события и Гражданская война в «урянхайском измерении» // Великая революция и Гражданская война в «восточном измерении» / отв. ред. Д. Д. Васильев. М. : ИВ РАН. 338 с. С. 232–258.

Моллеров, Н. М. (2022) История советской зарубежной колонии в Тувинской Народной Республике (1921–1944 гг.). Кызыл : Тип. МБОУ КЦО «Аныяк». 374 с.

Молчанов, Л. А. (1998) Урянхайский вопрос может быть разрешен лишь путем мирных переговоров // Исторический архив. № 3. С. 84–105.

Монгуш, М. В. (2001) История буддизма в Туве (вторая половина VI — конец XX в.). Новосибирск : Наука. 200 c.

Москаленко, Н. П. (2004) Этнополитическая история Тувы в XX веке. М. : Наука. 222 c.

Отрощенко, И. В. (2014) Буддизм и политика в истории Тувы (О появлении института Камбы-ламы) // Новые исследования Тувы. № 1. С. 24–44.

Родевич, В. (1912) Урянхайский край и его обитатели // Известия РГО. Т. 18. СПб. : Типография М. М. Стасюлевича. С. 129–188.

Самдан, А. А. (2018) Антиманьчжурская национально-освободительная борьба тувинского народа (XVIII — начало XX в.). Абакан : ИПП «Журналист». 61 с.

Опубликован

08.09.2022

Как цитировать

Моллеров Н. М., Самдан А. А. Камбы-лама Ондар Лопсан-Чамзы (1857–1930): основные вехи исторической биографии // Новые исследования Тувы. 2022, № 3. С. 116-134. DOI: https://www.doi.org/10.25178/nit.2022.3.9

For citation:
Mollerov N. M. and Samdan A. A. Kamby-lama Ondar Lopsan-Chamzy (1857–1930): osnovnye vekhi istoricheskoi biografii [The Kamby Lama Ondar Lopsan-Chamzy (1857–1930): The main milestones of historical biography]. New Research of Tuva, 2022, no. 3, pp. 116-134. (In Russ.). DOI: https://www.doi.org/10.25178/nit.2022.3.9

Выпуск

Раздел

Тува вчера, сегодня, завтра

Биографии авторов

Николай Михайлович Моллеров, Тувинский институт гуманитарных и прикладных социально-экономических исследований при Правительстве Республики Тыва

Доктор исторических наук, научный руководитель Тувинского института гуманитарных и прикладных социально-экономических исследований при Правительстве Республики Тыва.

Адрес: 667000, Россия, г. Кызыл, ул. Кочетова, д. 4.

Тел.: + 7 (394-22) 2-39-36.

Эл. адрес: igi@tigpi.ru

Аяна Анай-ооловна Самдан, Тувинский институт гуманитарных и прикладных социально-экономических исследований при Правительстве Республики Тыва

Кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник сектора истории Тувинского института гуманитарных и прикладных социально-экономических исследований при Правительстве Республики Тыва.

Адрес: 667000, Россия, г. Кызыл, ул. Кочетова, д. 4.

Тел.: +7 (39422) 2-39-36.

Эл. адрес: camayana@mail.ru

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)

1 2 > >>