Геокультурные образы буддийского мира тувинцев: исторический контекст и современность

Ламажаа Чимиза Кудер-ооловна

Аннотация


В статье представлен анализ геокультурных образов буддийского мира у тувинцев, которые рассматриваются как представления, сформированные в тувинской культуре для описания территорий распространения буддизма.

Укрепление буддизма на территории Тувы пришлось на вторую половину XVIII — начало ХХ в. При этом колония Китайской империи оставалась замкнутой от внешнего мира.  Укоренение буддизма в тувинской культуре позволило появиться тувинскому варианту буддизма. Он усложнил и обогатил мифологическую картину мира тувинцев, связывая их с буддийским миром, но пока на общем уровне космологических представлений. Постсоветское время позволило тувинцам расширить пространственную картину мира. Тува в 1992 г. принимала легендарного буддийского иерарха Далай-ламу XIV, других тибетских учителей, жители республики стали выезжать за границу на буддийские учения. Это позволило буддистам Тувы осознать свою причастность к миру буддийской конфессии и сформировать геокультурные буддийские образы.

Важнейшим из них стал Тибет, колыбель северного буддизма. Однако, в связи с тем, что после 1959 г. центр тибетского буддизма переместился в индийский город Дхарамсалу, образ получился смещенным — тибетско-индийским («Тибет в изгнании»). Главным фактором этого смещения стала жизнь и деятельность Далай-ламы XIV, который стал выступать персональным центром геокультурного образа наиболее известного направления буддизма. Соответственно, буддийский мир воспринимается в связи с деятельностью его лидера, проповедника в изгнании, кочевого центра духовной жизни буддистов.

Рассматриваются также геокультурные образы буддийского мира в России, которые имеют для тувинцев особую значимость.


Ключевые слова


Тува; тувинцы; тувинская культура; пространство; картина мира; религиозный фактор; архаизация; буддизм; буддийский мир; геокультура; геокультурный образ; Тибет; Далай-лама; Шамбала; буддизм России; буддийский регион

Полный текст:

Для цитирования:


Ламажаа Ч. К. Геокультурные образы буддийского мира тувинцев: исторический контекст и современность [Электронный ресурс] // Новые исследования Тувы. 2019, № 3. URL: https://nit.tuva.asia/nit/article/view/862 (дата обращения: дд.мм.гг.). DOI: 10.25178/nit.2019.3.3

For citation:


Lamazhaa Ch. K. Geocultural images of the Tuvan Buddhist world: historical context and modernity. The New Research of Tuva, 2019, no. 3 [online] Available at: https://nit.tuva.asia/nit/article/view/862 (access date: ...). DOI: 10.25178/nit.2019.3.3

Литература


Анайбан, З. В., Тюхтенева, С. П. (2008) Этнокультурная адаптация населения Южной Сибири (современный период). М. : Институт востоковедения. 217 с.

Анайбан, З. В. (2017) Молодежь Тувы и Хакасии в XXI веке. М. : ИВ РАН. 240 с.

Андросов, В. П. (2017) Шамбала // Большая российская энциклопедия : в 35 т. / гл. ред. Ю. С. Осипов. М. : Большая российская энциклопедия. Т. 34. С. 681.

Берзин, Т. (1992) Тибетский буддизм: Его история и перспективы развития. М. : Традиционная медицина. 31 с.

Буддийский взгляд на мир (1994) / сост. Е. П. Островская и В. И. Рудой. СПб.: Андреев и сыновья. 461 с.

Гарри, И. (2016) Тибетский вопрос и тибетский буддизм в Китае: реформы и конфликты // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. № 4. С. 148–173. DOI: 10.22394/2073-7203-2016-34-4-148-173

Гачев, Г. Д. (1999) Национальные образы мира. Евразия — космос кочевника, земледельца и горца. М. : Институт ДИ-ДИК. 368 с.

Головнев, А. В., Куканов, Д. А., Перевалова Е. В. (2018) Арктика: атлас кочевых технологий. СПб. : МАЭ РАН. 352 с.

Горбатов, В. (2018) Буддисты и Советское государство в 1946–1960-е гг. // Российская история. № 5. С. 77–88. DOI: 10.31857/S086956870001572-7

Донгак, В. С. (2003) Этническая этничность у тувинцев : автореф. дисс. … к. ист. н. СПб. 25 с.

Замятин, Д. Н. (2006) Культура и пространство. Моделирование географических образов. М. : Знак. 488 с.

История Тувы (2001) : в 2 т. 2-е изд. / под ред. С. И. Вайнштейна, М. Х. Маннай-оола. Новосибирск: Наука. Т. 1. 367 с.

История Тувы (2007) : в 3 т. / под общ. ред. В. А. Ламина. Новосибирск : Наука. Т. 2. 430 с.

История Тувы (2016) : в 3 т. / под общ. ред. В. А. Ламина. Новосибирск : Наука. Т. 3. 455 с.

Китинов, Б. У. (2018) Геокультурный образ буддизма в Каспийском регионе // Вестник Калмыцкого университета. № 38. С. 6–11.

Куулар, Д. С. (2000) Тувинский фольклор в контексте центральноазиатских устно-поэтических традиций : дисс. в форме научного доклада … д-ра филол. наук. Улан-Удэ.

Ламажаа, Ч. К. (2013) Архаизация общества. Тувинский феномен. М. : Книжный дом «Либроком». 272 с.

Левин, Т. (2012) Музыка новых номадов. Горловое пение в Туве и за ее пределами. М. : Классика-XXI. 336 с.

Малькова, В. К., Тишков, В. А. (2009) Культура и пространство. Книга первая. Образы российских республик в Интернете. М. : ИЭА РАН. 147 с.

Маннай-оол, М. Х. (2004) Тувинцы: происхождение и формирование тувинского этноса. Новосибирск : Наука. 164 с.

Мифы, легенды, предания тувинцев (2010) / сост. Н. А. Алексеев, Д. С. Куулар, З. Б. Самдан, Ж. М. Юша. Новосибирск : Наука. 372 с.

Монгуш, А. А. (2012) «Шамбалыг» и духовная культура народов Тувы [Электронный ресурс] // Новые исследования Тувы. № 1. URL: https://nit.tuva.asia/nit/article/view/358 (дата обращения: 12.03.2019).

Монгуш, М. В. (2001) История буддизма в Туве. Новосибирск : Наука. 200 с.

Монгуш, М. В. (2010) Один народ : три судьбы. Тувинцы России, Монголии и Китая в сравнительном контексте. Осака : Национальный музей Этнологии. 360 с.

Монгуш, М. В. (2012а) Деятельность нетрадиционных конфессий в Туве: 1990–2010 гг. [Электронный ресурс] // Новые исследования Тувы. № 1. URL: https://nit.tuva.asia/nit/article/view/353 (дата обращения: 12.03.2019).

Монгуш, М. В. (2012b) Старые и новые религии в Туве [Электронный ресурс] // Новые исследования Тувы. № 1. URL: https://nit.tuva.asia/nit/article/view/356 (дата обращения: 12.03.2019).

Монгуш, М. В. (2014) Таинственная Шамбала: реальность без вымысла [Электронный ресурс] // Новые исследования Тувы. № 2. URL: https://nit.tuva.asia/nit/article/view/170 (дата обращения: 12.03.2019).

Монгуш, М. В. (2016) Традиционный и западный буддизм в современной России: опыт сравнительного анализа [Электронный ресурс] // Новые исследования Тувы. № 1. URL: https://nit.tuva.asia/nit/article/view/69 (дата обращения: 12.03.2019).

Москаленко, Н. П. (2000) Основные проблемы этнополитической истории Тувы в ХХ в. : автореф. дисс. … к. ист. н. М. 26 с.

Потапов, Л. П. (1969) Очерки народного быта тувинцев. М. : Наука. 402 с.

Религиоведение (2007) : словарь / под ред. Е. С. Элбакян. М. : Академический проект. 637 с.

Романова, М. С. (2008) Бурятия, Калмыкия, Тува: этническая реальность глазами экспертов // Социология власти. № 6. С. 103–113.

Сафронова, Е. С. (2009) Современный буддизм в России как часть буддийской цивилизации // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. Т. 27. № 1. С. 73–84.

«… Страданий рассеивать тьму…». Визит Далай-ламы в Туву (1995). Кызыл : Новости Тувы. 128 с.

Сузукей, В. Ю. (2009) Пространство и время в традиционной культуре тувинцев [Электронный ресурс] // Новые исследования Тувы. № 1–2. URL: https://nit.tuva.asia/nit/article/view/669 (дата обращения: 12.03.2019).

Терентьев, А. (2014) Буддизм в России — царской и советской. СПб. : Издание А. Терентьева. 484 с.

Традиционное мировоззрение тюрков Южной Сибири. Пространство и время. Вещный мир (1988) / Э. Л. Львова, И. В. Октябрьская, А. М. Сагалаев, М. С. Усманова. Новосибирск : Наука. Сибирское отделение. 225 с.

Уланов, М. С. (2010) Буддизм в социокультурном пространстве России (социально-философский анализ) : дисс. … д-ра филос. н. Ростов-на-Дону. 369 с.

Харитонова, В. И. (2018) Тувинский (нео)шаманизм как культовая и целительская практика в современном мире [Электронный ресурс] // Новые исследования Тувы. № 4. URL: https://nit.tuva.asia/nit/article/view/806 (дата обращения: 12.03.2019). DOI: 10.25178/nit.2018.4.3

Хомушку, О. М. (1998) Религия в истории культуры тувинцев. М. : б./и. 177 с.

Хомушку, О. М. (2005) Религия в культуре народов Саяно-Алтая. М. : Изд-во РАГС. 228 с.

Хомушку, О. М. (2009) Влияние буддийских космологических представлений народов Саяно-Алтая // Актуальные проблемы исследования этноэкологических и этнокультурных традиций народов Саяно-Алтая. Материалы I-й межрегиональной научно-практической конференции для молодых ученых, аспирантов и студентов / отв. ред. О. М. Хомушку. Кызыл: б. и. 124 с. С. 72–74.

Хомушку, О. М. (2010) Трансформация добуддийских архетипов в процессе их взаимодействия с буддийскими представлениями в мировоззрении народов Саяно-Алтая // Тувинская письменность и вопросы исследования письменностей и письменных памятников России и центрально-азиатского региона. Материалы международной научной конференции, посвященной 80-летию тувинской письменности : в 2 ч. / отв. ред. К. А. Бичелдей. Абакан : Хакасское книжное издательство. Ч. II. 280 с. С. 260–267.

Хомушку, О. М. Межконфессиональные отношения в Республике Тыва: проблемы и перспективы [Электронный ресурс] // Российское объединение исследователей религии. URL: https://rusoir.ru/03print/03print-01/03print-01-34/ (дата обращения: 12.05.2019).

Шестопал, Е. Б., Смулькина Н. В., Сорозикова, И. В. (2019) Сравнительный анализ образов своей страны у жителей российских регионов // Сравнительная политика и геополитика. Т. 10, № 3. С. 74–94. DOI: 10.24411/2221-3279-2019-10031

Янгутов, Л. Е., Цыренов, Ч. Ц. (2016) Буддизм в социокультурной традиции России // Вестник Бурятского государственного университета. Вып. 6. С. 108–119. DOI: 10.18101/1994-0866-2016-6-108-119


Поддерживающие организации


Подготовлено при поддержке Российского научного фонда (проект «Россия и буддийский мир в дискурсе философского востоковедения», грант № 19-18-00118).



DOI: https://doi.org/10.25178/nit.2019.3.3

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.