Самый большой аппликационный буддийский свиток из фондов Национального музея Тувы

Бичелдей Ульяна Павловна

Аннотация


Творчество тувинских мастеров в русле традиций буддийской иконографии ведет отсчет истории со второй половины XVIII в. Оно имеет свои локальные особенности, в отличие от методов монгольских художников. В фондах Национального музея им. Алдан-Маадыр Республики Тыва хранятся три буддистских свитка (иконографические изображения на ткани), выполненных техникой аппликации. Среди них особо выделяется аппликационное иконографическое изображение буддийского божества достаточно большого размера. Она имеет значение и как ценный источник по религиозной культуре, и как священная реликвия региона. Статья вводит в научный оборот информацию о не изученных реликвиях, и вносит вклад в исследования храмового искусства Тувы.

Даны основные сведения о всех трех аппликационных свитках (время поступления, время создания, описание изображения), в том числе их фотографии. Самый большой свиток был сдан в хранилище музея в июне 1960 г. вместе с другими многочисленными предметами буддийского культа, после конфискации имущества молитвенных юрт местечка Кызыл-Чыраа Дзун-Хемчикского района. Описан оклад свитка, изображение трехликого божества белого цвета с четырьмя руками, облаченный в прекрасное одеяние. Предполагается, что это одна из ипостасей бодхисаттвы безграничного сострадания Авалокитешвары.

Сделан вывод, что данная аппликация, возможно, была изготовлена на территории Тувы усилиями местных мастеров с использованием китайского материала.


Ключевые слова


буддийская храмовая живопись; тханка; буддийская икона; аппликационная тханка; буддийский свиток; Национальный музей Тувы; Тува

Полный текст:

Для цитирования:


Бичелдей У. П. Самый большой аппликационный буддийский свиток из фондов Национального музея Тувы [Электронный ресурс] // Новые исследования Тувы. 2019, № 2. URL: https://nit.tuva.asia/nit/article/view/854 (дата обращения: дд.мм.гг.). DOI: 10.25178/nit.2019.2.14

For citation:


Bicheldey U. P. The largest appliqué Buddhist scroll in the collections of the National Museum of the Republic of Tuva. The New Research of Tuva. 2019, № 2. URL: https://nit.tuva.asia/nit/article/view/854 (access date ...). DOI: 10.25178/nit.2019.2.14

Литература


Берзин, А. (1992) Тибетский буддизм: История и перспективы развития. Волгоград : Полиграфическое предприятие «Офсет». 32 с.

Буддизм (1992) : Словарь / Л. Л. Абаева, В. П. Андросов, Э. П. Бакаева и др.; под общ. ред. Н. Л. Жуковской и др. М. : Республика. 287 с.

Буддизм (2010) : иллюстрированная энциклопедия / отв. ред. А. Богословский. М. : Эксмо. 576 с.

Будегечи, Т. Б. (1995) Художественное наследие тувинцев. М. : Внешторгиздат. 152 с.

Будегечиева, Т. Б. (2018) Тувинская культура: материальное и духовное, традиции и новации. Кызыл : Издательство ТувГУ. 115 с.

Кузьмин, С. Л. (2016) Буддизм как традиционная религия России : историческая основа и перспективы // Буддизм в третьем тысячелетии : тенденции и перспективы развития. Материалы Международной научной конференции (7–9 сентября 2016 г.) : в 2 т. / отв. ред. М. М.-Б. Харунова, О. М. Хомушку. Кызыл : Изд-во ТувГУ. Т. I. 340 с. С. 24–31.

Монгуш, М. В. (2001) История буддизма в Туве (вторая половина VI — конец XX в.). Новосибирск : Наука. 200 с.

Терентьев, А. А. (2004) Определитель буддийских изображений. СПб. : Нартанг. 304 с.

Цултэм, Н.-О. (1982) Искусство Монголии. M. : Изобразительное искусство. 232 с.




DOI: https://doi.org/10.25178/nit.2019.2.14

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.