Аржааны как часть культурно-религиозного ландшафта Республики Тыва
DOI:
https://doi.org/10.25178/nit.2018.4.6Ключевые слова:
аржаан; лечебные источники; Тува; тувинцы; идентичность; культурный ландшафт; культурно-религиозный ландшафт; экологическая культураАннотация
Аржааны, целебные источники, которых много в Туве, рассматриваются в статье как важная часть культурно-религиозного ландшафта республики. В процессе современного культурного возрождения возросло их значение, увеличился интерес к ним как местного населения, прежде всего тувинцев, так и приезжих. Исследование основано на теоретико-методологическом подходе антропологии, рассматривающей особенности культурного ландшафта как пространства, включающего в себя как природные объекты, наделенные человеком определенным культурным смыслом, измененным в результате антропогенного воздействия. Источниковой базой выступили труды исследователей роли и места водных источников в культурах, аржаанов — в тувинской культуре, а также результаты полевых исследований автора в Туве в 2017–2018 гг. (материалы интервью с тувинцами).
Показывается, что аржааны представляют собой часть культурно-религиозного ландшафта Тувы, который имеет свой центр, особую святыню — целебный источник. Вокруг него вырастает комплекс традиционной обрядности, связывающий человека с природой, поколений прошлых и настоящих, настраивающий на исцеление души и тела. Культ аржаанов выполняет в том числе и идентификационную функцию, позволяя тувинцам осознавать родовую, этнокультурную идентичность. Научные исследования химиков, гидрологов доказывают целебные свойства аржаанов. Это подкрепляет веру населения и приезжих в полезность аржаанных туров, что побуждает рассматривать аржааны и как центры туристического интереса.
Библиографические ссылки
Айыжы, Е. В., Базырчап, А.-Х. О. (2014) История изучения культа природы у тувинцев в дореволюционный период // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. № 1 (81). С. 3–11.
Аракчаа, К. Д., Кужугет, К. С. (2013) Природные водные лечебные ресурсы республики Тыва: состояние и перспективы исследования // Курортная база и природные лечебно-оздоровительные местности Тувы и сопредельных регионов. № 1. С. 8–15.
Аракчаа, К.-К. Д. (1995) Слово об аржаанах Тыва. М. : ПолиКом. 23,[1] с.
Гофман, А. Б. (2010) В поисках утраченной идентичности: традиции, национализм и национальная идентичность // Вопросы социальной теории. Т. 4. С. 241–254.
Ермакова, Е. Е. (2016) Формирование религиозного ландшафта: святыни села Чимеево Курганской области // Сибирские исторические исследования. № 4. С. 191–215.
Кара-Кыс Аракчаа о феномене аржанного лечения (2011) [Электронный ресурс] // Тува.Азия. 16 августа. URL: https://www.tuva.asia/news/tuva/3768-arakchaa.html (дата обращения: 12.08.2018).
Копелиович, Г. Б., Аракчаа, К.-К. Д. (2016) Целебные свойства тувинских источников — аржаанов [Электронный ресурс] // Медицинская антропология и биоэтика. № 1 (11). URL: http://www.medanthro.ru/?page_id=2650 (дата обращения: 12.08.2018).
Очур, Н. М. (2018) Исконное название аржаана Кундустуг — Булук [Электронный ресурс] // Новые исследования Тувы. № 3. URL: https://nit.tuva.asia/nit/article/view/794 (дата обращения: 12.08.2018). DOI: 10.25178/nit.2018.3.10
Симонова, В. В. (2016) Этики тайги: Эвенки северного Байкала между позитивизмом и локальной стратегией минимума // Давыдов В. Н., Симонова В. В., Сем Т. Ю., Брандишаускас Д. Огонь, вода, ветер и камень в эвенкийских ландшафтах. Отношения человека и природы в Байкальской Сибири. СПб. : МАЭ РАН. 196 с. С. 72–79.
Токарев, С. А. (1990) Ранние формы религии и их развитие. М. : Политиздат. 622 с.
Харитонова, В. И. (2008) Современная религиозная ситуация в Республике Тыва // Тюркские народы Восточной Сибири / отв. ред. Д. А. Функ. М. : Наука. 422 с. С. 166–184.
Элиаде, М. (1999) Избранные сочинения. Очерки сравнительного религиоведения : пер. с англ. М. : Ладомир. 488 с.
Berkes, F., Colding, J., Folke, C. (2000) Rediscovery of Traditional Ecological Knowledge // Ecological Applications. Vol. 10 (5). P. 1251–1262.
Bord, J., Bord, C. (1986) Sacred waters. NY: Paladin books. 285 p.
Carlson, A. (2008) Nature and Landscape. New York : Columbia University Press. 348 p.
Claval, P. (2007) Changing conceptions of heritage and Landscape // Heritage, memory and the politics of identity : new perspectives on the culturallandscape / ed. by N. Moore and Y. Whelan. Hampshire : Ashgate publishing limited. 153 p P. 85–93.
Cruikshank, J. (1992) Life Lived Like a Story: Life Stories of Three Yukon Native Elders. Lincoln : University of Nebraska Press. 404 c.
Cruikshank, J. (2000) Glaciers and Climate Change: Perspectives from Oral Tradition // Arctic. Vol. 54. № 4. P. 377–393.
Heritage, memory and the politics of identity : new perspectives on the culturallandscape (2007) / ed. by N. Moore and Y. Whelan. Hampshire : Ashgate publishing limited 153 p.
Jackson, J. B. (1994) A Sence of Place, A Sence of time. New Haven, CT.: Yale University Press. 212 p.
Leslie, Ch. (ed.) (1977) Asian Medical Systems: A Comparative Study. Berkeley: University of California Press. 419 p.
Taylor, P. W. (1986) Respect for Nature: a Theory of Environmental Ethics. Princeton : Princeton University Press. 360 p.
Опубликован
Как цитировать
Kopeliovich G. B. Arzhaans as part of the cultural and religious landscape of the Republic of Tuva. The New Research of Tuva, 2018, no. 4 [on-line] Available at: https://nit.tuva.asia/nit/article/view/809 (accessed: ... ). DOI: https://doi.org/10.25178/nit.2018.4.6
Выпуск
Раздел
Автор (лицензиар) произведения предоставляет простую (неисключительную) лицензию на использование редакцией (лицензиатом) произведения науки, который заключается в упрощённом порядке (открытая лицензия), согласно ст. 1286.1. «Открытая лицензия на использование произведения науки, литературы или искусства» Гражданского кодекса Российской Федерации.
В нашем издании публикуемые материалы доступны по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») — CC BY-NC.
Т. к. лицензия открытая, автор имеет право разместить статью после ее выхода на своем сайте, читатель может скопировать и разместить на своих персональных ресурсах, в том числе в виде выдержек, конспектов, но:
а) обязательно должно быть указано ФИО автора, неизмененное название статьи и гиперссылка на первоисточник (журнал «Новые исследования Тувы»),
б) размещающий не имеет права брать деньги за доступ к этому материалу или каким бы то ни было образом давать преимущество одним читателям над другими,
в) при перепечатке автором текста статьи без значительных изменений (если сохраняется 30% текста или более) должно быть указано, что первая редакция статьи вышла в журнале «Новые исследования Тувы» и сделана соответствующая ссылка.
Лицензия действует по всему миру, длится в течение срока авторских прав на произведение, является неотзывной.