Категоризация окружающего мира в тувинском, бурятском и якутском эпосе через призму ахроматической пары белый / черный

Авторы

  • Ольга Игоревна Просянникова Ленинградский государственный университет им. А. С. Пушкина https://orcid.org/0000-0001-9080-3058
  • Ксения Владимировна Скорик Ленинградский государственный университет им. А. С. Пушкина

DOI:

https://doi.org/10.25178/nit.2024.2.5

Ключевые слова:

цветообозначение; фольклор; эпос; тувинский язык; бурятский язык; якутский язык; ахроматическая пара

Аннотация

В статье рассматриваются лексические значения слов, служащие для цветообозначения окружающего мира в эпических произведениях родственных этносов — тувинцев, бурят и якутов. Цветообозначение передает восприятие мира человеком и позволяет проследить процесс категоризации окружающего цветового пространства.

Сопоставительный анализ употребления ахроматических цветов в тувинском, бурятском и якутском эпосах позволил выявить типологические и генетические черты мировосприятия, свойственные этим народам ввиду культурных взаимодействий на протяжении веков. Отмечается сходство в  положительном восприятии белого цвета и отрицательном – черного, в актуализации эпитетами коннотативных значений оценочности и усиления качества. Результаты контекстуального  анализа показали способность реализовывать переносные значения прилагательных-цветообозначений, свидетельствуют о символическом значении цветов и их ритуальном статусе для этих этносов.

Наличие характерных черт объясняется исторической близостью данных народов, духовной связью, принадлежностью к одной языковой группе. Однако установлены  и расхождения, которые фиксируют этнокультурные особенности категоризации цветового мировосприятия.

Библиографические ссылки

Аннай, Э. К. (2016) Лексемы кара ‘черный’, көк ‘синий’ кызыл ‘красный’ как экспрессивные средства в тувинском языке // Вестник НГУ. Сер. История, филология. Т. 15. № 9. Филология. С. 93–111.

Бакеева, Д. А. (2012) Символика цвета в разнообразных культурах мира: мифологический этап // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. № 6 (20). С. 30–33.

Баранникова, Е. В. (1979) Бурятские волшебно-фантастические сказки. Новосибирск : Наука, Сибирское отделение. 254 с.

Божедонова, А. Е. (2020) Семантика ахроматических цветообозначений в эпических текстах (сопоставительный анализ на материале текстов якутского, алтайскогго, хакасского эпосов) // Вестник Северо-Восточного федерального университета имени М. К. Аммосова. Сер. Эпосоведение. № 3 (19). С. 107–117.

Болдырев, Б. В. (2007) Морфология эвенкийского языка. Новосибирск : Наука, Сибирское отделение. 932 с.

Бочина, Т. Г. (2023) Числовой и цветовой код как компонент тувинских загадок о человеке // Новые исследования Тувы. № 3. С. 6–20. DOI: https://doi.org/10.25178/nit.2023.3.1

Габышева, Л. Л. (1994) Пространственно-временная лексика и цветовая метафора в текстах олонхо // Язык — миф — культура народов Сибири / редкол.: Л. Л. Габышева (науч. ред.) и др. Якутск : ЯГУ. 168 c. С. 3–23.

Дамбуев, И. А. (2020) Цветообозначение сагаан ‘белый’ в бурятской топонимике // Томский журнал лингвистических и антропологических исследований. Вып. 2 (28). С. 106–117. DOI: https://doi.org/10.23951/2307-6119-2020-2-106-117

Донгак, С. Ч. (2004) Цвет и его символика в тувинской кочевой культуре // Ученые записки ТИГИ / отв. ред. В. Д. Март-оол. Кызыл : Типография Госкомитета РТ по печати и информацииназвание издательства. Вып. 20. 418 с. С. 213–227.

Донгак, С. Ч., Ондар, А. У. (2019) Сакральные аспекты «белой пищи» у тувинских кочесников // Культура и цивилизация. Т. 9. № 2А. С. 233–239.

Дырхева, Г. А., Цыбенова, Ч. С. (2022) Белый цвет в традиционном мировоззрении тувинцев и бурят: семантика и ассоциативный тезаурус // Монголоведение. Т. 14. № 3. С. 634–648. DOI: https://doi.org/10.22162/2500-1523-2022-3-634-648

Кононов, А. Н. (1978) Семантика цветообозначений в тюркских языках // Тюркологический сборник 1975 / отв. ред. А. Н. Кононов. М. : Наука, ГРВЛ. 283 с. С. 159–179.

Корякина, Р. В. (2011) Эпитет «хара» (черный) как ключевое слово в якутском олонхо // Якутский героический эпос олонхо: состояние и перспективы изучения : Материалы респуб. науч. конф. 27 мая 2011 г. / отв. ред. В. Н. Иванов. Якутск : Издательский дом СВФУ. 305 с. С. 179–187.

Кыргыс, З. К. (2015) Тувинские народные песни и обрядовая поэзия. Новосибирск : Сибирская горница. 432 с.

Ломакина, О. В. (2022) Тувинская паремиология: лингвокультурологический лингвоаксиологический потенциал // Новые исследования Тувы. № 1. С. 6–16. DOI: https://doi.org/10.25178/nit.2022.1.1

Оссовецкий, И. А. (1982) Лексика современных русских народных говоров. М. : Наука. 198 с.

Рассадин, В. И., Трофимова, С. М., Болд, Л. (2018) Тюрко-монгольские параллели среди терминов духовной культуры в монгольских языках // Сибирский филологический журнал. № 3. С. 222–231.

Сердюк, М. А. (2009) Слово в фольклорном тексте: семантическая структура субстанциональные свойства // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. Вып. 96. С. 184–191.

Сыдыков, А. Н. (2011) Этнолингвистика: опыт ретроспективы. Бишкек : БГУ. 236 с.

Хроленко, А. Т. (1984) Коннотативный аспект фольклорного слова // Вопросы семантики: межвуз. сб. / отв. ред. А. Н. Дубяго. Калининград : КГУ. 217 с. С. 89–95.

Червинский, П. П. (1989) Семантический язык фольклорной традиции. Ростов-на-Дону : Изд-во Ростовского университета. 222 с.

Щербак, А. М. (1966) О характере лексических взаимосвязей тюркских, монгольских и тунгусо-маньчжурских языков // Вопросы языкознания. № 3. С. 21–35.

Berlin, B., Kay, P. (1969) Basic Colour Terms: their Universitality and Evolution. Berkeley : University of California Press. 370 p.

Lomakina, O. V. (2021) Concepts of God and faith in uzbek and tajik proverbs in terms of culture and language transfer theory // European Journal of Science and Theology. Vol. 17. № 2. P. 125–135.

Опубликован

05.06.2024

Как цитировать

Просянникова О. И., Скорик К. В. Категоризация окружающего мира в тувинском, бурятском и якутском эпосе через призму ахроматической пары белый / черный // Новые исследования Тувы. 2024, № 2. С. 75-89. DOI: https://doi.org/10.25178/nit.2024.2.5

For citation:
Prosyannikova O. I. and Skorik K. V. Categorization of the surrounding world in the Tuvan, Buryat and Yakut epics through the prism of the achromatic pair white / black. New Research of Tuva, 2024, no. 2, pp. 75-89. (In Russ.). DOI: https://doi.org/10.25178/nit.2024.2.5

Выпуск

Раздел

Специальная тема

Биографии авторов

Ольга Игоревна Просянникова, Ленинградский государственный университет им. А. С. Пушкина

Доктор филологических наук, доцент, заведующий кафедрой иностранных языков Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина.

Адрес: 196605, Россия, г. Санкт-Петербург — Пушкин, Петербургское ш., 10.

Эл. адрес: olgapros@mail.ru

Ксения Владимировна Скорик, Ленинградский государственный университет им. А. С. Пушкина

Кандидат филологических наук, доцент кафедры иностранных языков Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина.

Адрес: 196605, Россия, г. Санкт-Петербург — Пушкин, Петербургское ш., 10.

Эл. адрес: myenglishprof@mail.ru

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)