«Проклятые жизни» и ценностный кризис в тувинском обществе
DOI:
https://doi.org/10.25178/nit.2022.1.18Ключевые слова:
шаманизм; тувинский шаманизм; Тува; тувинцы; рецензия; религиозное возрождениеАннотация
В работе представлен анализ содержания монографии антрополога, доктора наук Константиноса Зорбаса (K. Zorbas) «Шаманские диалоги с невидимой темнотой в Туве, Сибирь. Проклятые жизни» (“Shamanic Dialogues with the Invisible Dark in Tuva, Siberia. The Cursed Lives”), которая вышла в 2021 г. в издательстве Cambridge Scholar Publishing. В монографии исследуется особый тип практик, которые являются частью ритуалов, предлагаемых шаманами в Кызыле — по снятию проклятий, который, как считается, люди накладывают друг на друга в том числе с помощью шаманов с целью причинить вред здоровью, финансовому положению и пр.
Монография, вышедшая на английском языке, раскрывает ту сторону социокультурной жизни тувинцев, которая мало обсуждается в российском тувиноведении. Авторы рецензии обсуждают три заинтересовавших их сюжета издания. К. Зорбас утверждает, что распространение практики шаманских проклятий в Туве стало результатом социально-экономических разочарований и ненадежности 1990-х гг., атмосферы социально-групповых конфликтов, всеобщего недоверия. Авторы полагают, что эти практики стали скрытой частью архаизационных тенденций в обществе в период кризиса социальных трансформаций.
Авторы также разбирают рассуждения К. Зорбаса ценностного кризиса и распространения в обществе стяжательства, определение шаманства своеобразным «онтологическим правительством»; наблюдения за разными клиентами шаманов и обсуждение причин принятия русскими жителями республики идей шаманизма.
Особый акцент авторы делают на том, что исследование «темных» практик шаманизма выполнено ученым-аутсайдером. Для ученых-инсайдеров эта тема относится к разряду табу-тем, поскольку им невозможно полностью отрешиться от своей этнокультурной и религиозной идентичности, а также установок в культуре, ряда религиозных запретов.
Библиографические ссылки
Березович, Е. Л., Сурикова, О. Д. (2017) К реконструкции лексического состава русских народных проклятий: общая характеристика предиката проклятия // Jezikoslovni zapiski. № 2(23). S. 67–81.
Виноградова, Л. Н. (2005) Формулы угроз и проклятий в славянских заговорах // Заговорный текст: Генезис и структура / редкол.: Л. Г. Невская, Т. Н. Свешникова (отв. ред.), В. Н. Топоров. М. : Индрик. 520 с. С. 425–440.
Виноградова, Л. Н., Седакова, И. А. (2009) Проклятие // Славянские древности. Этнолингвистический словарь : в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого. М. : Международные отношения. Т. 4. 656 c. С. 286–296.
Дашковский, П. К., Шершнева, Е. А., Бичелдей, У. П., Монгуш, А. В. (2021) Религиозная ситуация в Республике Тыва (по результатам социологического исследования) // Новые исследования Тувы. № 2. С. 18–34. DOI: https://www.doi.org/10.25178/nit.2021.2.2
Ламажаа, Ч. К. (2013) Архаизация общества. Тувинский феномен. М. : Книжный дом «Либроком». 272 с.
Ламажаа, Ч. К. (2021) Очерки современной тувинской культуры. СПб. : Нестор-История. 192 с.
Ламажаа, Ч. К., Бичелдей, У. П., Монгуш, А. В. (2020) Тувинское буддийское паломничество: от традиции к вере // Новые исследования Тувы. № 4. С. 135–155. DOI: www.doi.org/10.25178/nit.2020.4.10
Медведева, Д. В., Депутатова, Н. А. (2019) Речевой акт проклятия в английском языке // Terra linguae. Вып. 5. Казань : Издательство Казанского университета. 224 с. С. 185–189.
Хамфри, К. (2010) Постсоветские трансформации в азиатской части России. Антропологические очерки. М. : Наталис. 382 с.
Харитонова, В. И. (2006) Феникс из пепла? Сибирский шаманизм на рубеже тысячелетий. М. : Наука. 372 с.
Харитонова, В. И. (2018b) Тувинский (нео)шаманизм как культовая и целительская практика в современном мире // Новые исследования Тувы. № 4. C. 47–76. DOI: https://doi.org/10.25178/nit.2018.4.3
Харитонова, В. И. (2018a) Народная и традиционная медицина: возможности интеграции медицинских систем, практик и методов в условиях современной Тувы // Новые исследования Тувы. № 4. С. 4–29. DOI: https://doi.org/10.25178/nit.2018.4.1
Blank, Sh. H. (1950–1951) The Curse, Blasphemy, the Spell, and the Oath // Hebrew Union College Annual. Vol. 23. № 1. Р. 73–95.
Fensham, F. Ch. (1962) Salt as Curse in the Old Testament and the Ancient Near East // The Biblical Archaeologist. Vol. 25. № 2. Р. 48–50.
Hann Ch., Humphrey C., Verdery K. (2001) Introduction // C. Hann (ed.) Postsocialism: Ideals, Ideologies and Practices in Eurasia. London : Routledge. 360 p. P. 1–28. DOI: https://doi.org/10.4324/9780203428115
Humphrey, K. (1989) Perestroika and the pastoralism: The Example of Mongun-Taiga in Tuva ASSR // Anthropology Today. June. No. 5. P. 6–10. DOI: https://doi.org/10.2307/3032697
Jay, T. (2000) Why We Curse. A neuro-psycho-social theory of speech. Massachusetts College of Liberal Arts, North Adams, Massachusetts. 328 p.
Lamazhaa, Ch. K. (2018) Indigenous Methodology and Research of Tuvan Culture // Sibirica. Vol. 17, issue 3. P. 68–82. DOI: https://doi.org/10.3167/sib.2018.170307
Temirgazina, Z. (2013) Effective Communicative Strategies and Tactics in Verbal Aggression Situations // World Applied Sciences Journal. № 24(6). Р. 822–825.
Zorbas, K. (2015) The Origins and Reinvention of Shamanic Retaliation in a Siberian City // Journal of Anthropological Research. Vol. 71, Number 3. P. 401–422. DOI: https://doi.org/10.3998/jar.0521004.0071.304
Zorbas, K. (2021) Shamanic Dialogues with the Invisible Dark in Tuva, Siberia. The Cursed Lives. Cambridge Scholar Publishing. 125 p.
Опубликован
Как цитировать
For citation:
Lamazhaa Ch. K. and Bakhtikireeva U. M. «Prokliatye zhizni» i tsennostnyi krizis v tuvinskom obshchestve [“Cursed lives” and the crisis of values in Tuvan society]. New Research of Tuva, 2022, no. 1, pp. 266-275. (In Russ.). DOI: https://www.doi.org/10.25178/nit.2022.1.18
Выпуск
Раздел
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.
Автор (лицензиар) произведения предоставляет простую (неисключительную) лицензию на использование редакцией (лицензиатом) произведения науки, который заключается в упрощённом порядке (открытая лицензия), согласно ст. 1286.1. «Открытая лицензия на использование произведения науки, литературы или искусства» Гражданского кодекса Российской Федерации.
В нашем издании публикуемые материалы доступны по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») — CC BY-NC.
Т. к. лицензия открытая, автор имеет право разместить статью после ее выхода на своем сайте, читатель может скопировать и разместить на своих персональных ресурсах, в том числе в виде выдержек, конспектов, но:
а) обязательно должно быть указано ФИО автора, неизмененное название статьи и гиперссылка на первоисточник (журнал «Новые исследования Тувы»),
б) размещающий не имеет права брать деньги за доступ к этому материалу или каким бы то ни было образом давать преимущество одним читателям над другими,
в) при перепечатке автором текста статьи без значительных изменений (если сохраняется 30% текста или более) должно быть указано, что первая редакция статьи вышла в журнале «Новые исследования Тувы» и сделана соответствующая ссылка.
Лицензия действует по всему миру, длится в течение срока авторских прав на произведение, является неотзывной.