Ритуальные ленты и флаги в практике современных тувинцев
DOI:
https://doi.org/10.25178/nit.2023.4.24Ключевые слова:
Тува; тувинцы; шаманизм; тувинский буддизм; ритуальная лента; ритуальный шарф; буддийский флаг; освящение; оваа; чалама; кадак; конь ветра; этнокультурный неотрадиционализмАннотация
В статье проанализированы формы распространения ритуальных лент и флагов (чалама, кадак, тук) в социокультурной жизни современной Тувы. Работа основана на собранных авторами материалах в разных районах республики 2012–2023 гг. Рассмотрены вопросы терминологии ритуальных лент, флагов, истоков традиции их повязываний и использования. Подчеркнуто, что чалама имеют древнее происхождение и связываются с исконной шаманистской религией региона. Кадактар и туктар являются культурными заимствованиями, однако история их распространения в тувинских обрядах уже достаточно длительная, поэтому они считаются тувинскими традиционными.
Тема распространения ритуальных лент рассмотрена в соответствии с типологией объектов, на которые они повязываются (преподносятся). Это: места шаманистского поклонения, культов; освящаемые животные; буддийские сооружения; нерелигиозные объекты; а также люди, которым передаются кадаки. Показана масштабность распространения ритуальных лент в социокультурной жизни тувинцев, взрывной рост спроса на ленты и флаги, что привело к увеличению их продаж и доступности для населения. Приведены отдельные мнения опрошенных тувинцев разных возрастов относительно сути ритуалов повязываний. Отмечены проблемы просвещения населения, незнания ими основ ритуальных практик, поведения в святых местах, что приводит к экологическим бедствиям.
В целом, повязывание ритуальных лент и флагов характеризуется как проявление этнокультурного неотрадиционализма.
Библиографические ссылки
Бакаева, Э. П. (2008) Одежда в культуре калмыков: традиции и символика. Элиста : Издательский дом «Герел». 189 с.
Бир, Р. (2011) Энциклопедия тибетских символов и орнаментов / пер. с англ. Л. Бубенковой. М. : Ориенталия. XX, 406 с.
Бурнаков, В. А. (2012) Ткань в ритуальной практике хакасов // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: История, филология. Т. 11. № 5. С. 175–186.
Вайнштейн, С. И. (1961) Тувинцы-тоджинцы. Историко-этнографические очерки. М. : Изд-во восточной литературы. 218 с.
Вайнштейн, С. И. (1974) История народного искусства Тувы. М. : Наука. 219 с.
Вайнштейн, С. И. (2009) Загадочная Тува. М. : ООО «Домашняя газета». 416 с.
Дагылга: тувинские обряды освящения в XXI веке (2021) / под ред. Ч. К. Ламажаа, Н. Д. Сувандии. Кызыл : б. и. 188 с.
Данилова, Н. К., Васильев, В. Е. (2019) Религиозный ландшафт: «сиэл», «салама» и «дэлбиргэ» в ритуальном пространстве в свете изучения эволюции бескровных жертвоприношений народа саха // Общество: философия, история, культура. № 12 (68). С. 30–35. DOI: https://doi.org/10.24158/fik.2019.12.4
Донгак, С. Ч. (2018) Мал ыдыктаар тыва ёзулалдар = Тувинские обряды освящения скота. Кызыл : б. и. 52 с. (На тув. и рус. яз.).
Екеева, Э. В., Белекова, Э. А. (2018) Культовая атрибутика в традиционном мировоззрении алтайцев. Горно-Атайск : БНУ РА «Научно-исследовательский Институт алтаистики им. С. С. Суразакова». 120 с.
Жамбалова, С. Г. (2023) Ритуальные коновязи сэргэ у бурят в XXI веке // Гуманитарный вектор. Т. 18, № 1. С. 123–132. DOI: https://doi.org/10.21209/1996-7853-2023-18-1-123-132
Жуковская, Н. Л. (1977) Ламаизм и ранние формы религии. М. : Наука, Главная редакция восточной литературы. 199 с.
Катанов, Н. Ф. (2011) Очерки Урянхайской земли. Дневник путешествия, исполненного в 1889 году по поручению Императорской Академии наук и Императорского Русского географического общества. Кызыл : ТИГИ при Правительстве РТ. 384 с.
Кенин-Лопсан, М. Б. (2002) Мифы тувинских шаманов = Тыва хамнарның торулгалары. Кызыл : Новости Тувы. 544 с.
Кенин-Лопсан, М. Б. (2006) Традиционная культура тувинцев : пер. с тув. Кызыл : Тувинское книжное изд-во. 232 с.
Кенин-Лопсан, М. Б. (2009) Тувинские шаманы. М. : ООО «ИПЦ “Маска”». 328 с.
Кириленко, Е. И. (2020) Нить на запястье: тувинский опыт здоровья (по материалам интервью со студентами тувинской диаспоры Томска) // Новые исследования Тувы. № 1. С. 3–18. DOI: https://doi.org/10.25178/nit.2020.1.1
Кисель, В. А., Хаврин, С. В. (2009) Гора Догээ как археологический и этнографический памятник Тувы // Новые исследования Тувы. № 4. С. 101–108.
Курасов, С. В. (2013) Декоративно-прикладное искусство Тибета: символика и структура ритуальных объектов // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. № 1–1 (77). С. 104–111.
Ламажаа, Ч. К. (2021) Тувинские обряды дагылга в XXI в. // Этнографическое обозрение. № 2. С. 125–143. DOI: https://doi.org/10.31857/S086954150014811-2
Ламажаа, Ч. К. (2023) Концепты культуры: форма, идея, социальная регуляция // Новые исследования Тувы. № 1. С. 6–25. DOI: https://doi.org/10.25178/nit.2023.1.1
Ламажаа, Ч. К., Кужугет, Ш. Ю., Монгуш, А. В. (2022) Хой эъди для тувинцев. Идентичность, удобство, ответственность // Этнография. № 4 (18). С. 151–174. DOI: https://doi.org/10.31250/2618-8600-2022-4(18)-151-174
Ламажаа, Ч. К., Сувандии, Н. Д., Монгуш, А. В. (2023) Святое в тувинской культуре: прошлое и современность // Новые исследования Тувы. № 3. С. 220–241. DOI: https://doi.org/10.25178/nit.2023.3.14
Ли, М. (2019) Традиционный тибетский фестиваль скачек // III Готлибовские чтения: Востоковедение и регионоведение Азиатско-Тихоокеанского региона в фокусе современности : мат. Межд. науч. конф. (Иркутск, 10–16 сентября 2019 г.) / отв. ред. Е. Ф. Серебренникова. Иркутск : Иркутский гос. ун-т. 541 с. С. 304–311.
Лиджиева, А. М. (2019) Молитвенные флажки «ки мөрн» в современной городской жизни калмыков // Magna Adsurgit: Historia Studiorum. № 2. С. 76–82. DOI: https://doi.org/10.22162/2541-9749-2019-8-2-76-82
Мал-маган. Тувинцы — скот — мясо (2023) / под ред. Ч. К. Ламажаа, Н. Д. Сувандии. Кызыл : б. и. 152 с.
Нанзатов, Б. З., Содномпилова, М. М. (2012) В Монгольской Джунгарии: этнографические зарисовки // Культурное наследие народов Центральной Азии : сб. ст. Вып. 3 / отв. ред. М. М. Содномпилова. Улан-Удэ : Изд-во БНЦ СО РАН. 226 с. С. 5–27.
Ондар, Б. К. (2004) Топонимический словарь Тувы. Абакан : Изд-во Хакасского гос. ун-та им. Н. М. Катанова. 256 с.
Петров, Ф. Н. (2006) Образ Монголии: экспедиционные впечатления // Вестник Челябинского государственного университета. № 3 (76). С. 115–133.
Попков, Ю. В. (2023) Этнокультурный неотрадиционализм: рефлексивно-интеграционная теоретическая модель // Этнография. № 3 (21). С. 203–223. DOI: https://doi.org/10.31250/2618-8600-2023-3(21)-203-223
Потанин, Г. Н. (1883) Очерки Северо-западной Монголии : Результаты путешествия, исполненного в 1879 году по поручению Императорского Русского географического общества членом-сотрудником оного Г. Н. Потаниным. Вып. 4. СПб. : Тип. В. Безобразова и К°. [18], 1026 с.
Потапов, Л. П. (1969) Очерки народного быта тувинцев. М. : Наука. 404 с.
Соболева, Е. С. (2017) Неотрадиционализм в современной культуре сойотов и бурят Окинского района Республики Бурятия // Материалы полевых исследований МАЭ РАН. Вып. 17. Памяти Е. А. Алексеенко / под ред. Е. Г. Федоровой. СПб. : МАЭ РАН. 268 с. С. 109–132.
Терлецкий, Н. С. (2009) Некоторые древние атрибуты мусульманских мест паломничества и поклонения (к вопросу о функциях и символизме туга) // Центральная Азия: традиция в условиях перемен. Вып. 2 / отв. ред. Р. Р. Рахимов, М. Е. Резван. СПб. : МАЭ РАН. 396 с. С. 112–149.
Трофимова, Е. А. (2013) Домашний алтарь в тибетском буддизме: символизм и традиции // Буддизм Ваджраяны в России: исторический дискурс и сопредельные культуры / отв. ред. Е. В. Леонтьева. М. : Алмазный путь. 512 с. С. 453–459.
Тува. Родная земля (2023) / под ред. Ч. К. Ламажаа, Н. Д. Сувандии. СПб. : Нестор-История. (В печати).
Тувинцы. Родные люди (2022) / Ч. К. Ламажаа, Н. Д. Сувандии, Ш. Ю. Кужугет, Ш. Б. Майны ; отв. ред. Ч. К. Ламажаа, Н. Д. Сувандии. СПб. : Нестор-История. 360 с.
Хомушку, О. М. (2005) Религия в культуре народов Саяно-Алтая. М. : Изд-во РАГС. 228 с.
Цэдэв Новаанзоч (2015) Священная гора Сутай и обряды, связанные с ее государственной сакрализацией // Алтай — Гималаи: традиционные знания и инновации в развитии горных и предгорных регионов Евразии : мат. I российско-индийско-монгольского семинара, 19–20 июня 2015 г. / под ред. Н. А. Колпакова, И. В. Фотиевой. Барнаул : Изд-во фонда «Алтай — 21 век». 228 с. С. 63–68.
Чилбакова, А. В. (2017) Символика ритуальных лент алтайцев // Современные проблемы изучения древних и традиционных культур народов Евразии : мат. LVII Российской (с международным участием) археолого-этнографической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых (Сургут, 17–21 апреля 2017 г.) / отв. ред. А. В. Кениг. Сургут : Институт археологии и этнографии СО РАН. 412 с. С. 396–397.
Шерстова, Л. И. (2010) Бурханизм: истоки этноса и религии. Томск : Томский гос. ун-т. 288 с.
Юаньпэн, Х., Алексеева, Г. В., Тинтин, Ц. (2020) Тибетская культура бассейна реки Хуанхэ в творчестве современных китайских художников // ИКОНИ. № 4. С. 25–37. DOI: https://doi.org/10.33779/2658-4824.2020.4.025-037
Barker, D. (2003) Tibetan prayer flags: Send your blessings on the breeze. London : Connections Book Publishing Ltd. 64 p.
Gazizova, V. (2021) Sacred heights in the topography of flatlands. Ovaa kurgans in the Kalmyk Buddhist landscape // Études mongoles et sibériennes, centrasiatiques et tibétaines. № 52. DOI: https://doi.org/10.4000/emscat.4960
Charleux, I., Smith, M. J. (2021) Introduction // Études mongoles et sibériennes, centrasiatiques et tibétaines. № 52. DOI: https://doi.org/10.4000/emscat.4919
Kelényi, B., ed. (2003) Demons and protectors: Folk religion in Tibetan and Mongolian Buddhism. Budapest : Ferenc Hopp Museum of Eastern Asiatic Art. 135 p.
Rabten, T. (2011) A brief discussion of the origin and characteristics of the decorative design on Tibetan rlung rta (prayer flags) // Proceedings of the tenth seminar of the IATS, 2003. Vol. 13: Art in Tibet / ed. by E. Lo Bue. xi, 336 p. P. 151–160. DOI: https://doi.org/10.1163/ej.9789004155190.1-348.66
Wise, T. (2002) Blessings on the wind: The mystery and meaning of Tibetan prayer flags. San Francisco, CA : Chronicle Books. 64 p.
Опубликован
Как цитировать
For citation:
Lamazhaa Ch. K., Sanchai, Ch. Kh. and Mongush A. V. Ritual’nye lenty i flagi v praktike sovremennykh tuvintsev [Ritual ribbons and flags in the practical activities of contemporary Tuvans]. New Research of Tuva, 2023, no. 4, pp. 344-370. DOI: https://doi.org/10.25178/nit.2023.4.24
Выпуск
Раздел
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.
Автор (лицензиар) произведения предоставляет простую (неисключительную) лицензию на использование редакцией (лицензиатом) произведения науки, который заключается в упрощённом порядке (открытая лицензия), согласно ст. 1286.1. «Открытая лицензия на использование произведения науки, литературы или искусства» Гражданского кодекса Российской Федерации.
В нашем издании публикуемые материалы доступны по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») — CC BY-NC.
Т. к. лицензия открытая, автор имеет право разместить статью после ее выхода на своем сайте, читатель может скопировать и разместить на своих персональных ресурсах, в том числе в виде выдержек, конспектов, но:
а) обязательно должно быть указано ФИО автора, неизмененное название статьи и гиперссылка на первоисточник (журнал «Новые исследования Тувы»),
б) размещающий не имеет права брать деньги за доступ к этому материалу или каким бы то ни было образом давать преимущество одним читателям над другими,
в) при перепечатке автором текста статьи без значительных изменений (если сохраняется 30% текста или более) должно быть указано, что первая редакция статьи вышла в журнале «Новые исследования Тувы» и сделана соответствующая ссылка.
Лицензия действует по всему миру, длится в течение срока авторских прав на произведение, является неотзывной.