Единство и своеобразие современных этнических культур народов Центральной Азии: три исследовательских проблемных поля
DOI:
https://doi.org/10.25178/nit.2020.4.14Ключевые слова:
Центральная Азия; Саяно-Алтайский регион; Россия; Монголия; тувинцы; калмыки; монголы; хакасы; алтайцы; история российской этнографии; сравнительно-исторический анализ; универсалии культуры; кросс-культурное исследование; эмическое исследованиеАннотация
В статье анализируются разные подходы к изучению единства и своеобразия современных кочевых культур Центральной Азии (тувинцев, калмыков, монголов, хакасов, алтайцев и др.), применяемые российскими учеными, начиная с XIX в. В центре анализа — публикации культурологической познавательной области, в которых изучается ценностно-смысловое ядро культур. Массив публикаций разделен на три условных больших исследовательских поля, которые соответствуют определенным этапам развития научного знания: 1) поле сравнительно-исторических исследований, 2) поле исследований универсалий культур и 3) поле исследований уникалий и универсалий культур с особенностями эмико-этических подходов. В статье рассмотрены особенности каждого исследовательского поля на примере подходов отдельных монографий, статей, сборников.
Поле сравнительно-исторического анализа (появилось с XIX и присутствует до сегодняшнего дня) содержит работы с историко-типологическими, историко-генетическими сравнениями и обобщениями. Общим можно назвать различение двух культурных ареалов территории — по языковым группам: тюркской и монгольской. Поле исследований универсалий культуры развернулось с 1980-х годов. В нем рассматриваются общие, универсальные категории всех культур. С начала XXI в. появилось и стало расширяться исследовательское поле, в котором оказались и универсалии, и уникалии культуры, однако важным моментом, отличающим данное поле, стала субъектность исследователя и то, какую методологическую позицию он выбирает. В этом поле особенности изучения культур определяются в эмико-этических аспектах исследовательских подходов.
Библиографические ссылки
Алексеев, Н. А. (1980) Ранние формы религии тюркоязычных народов Сибири. Новосибирск : Наука. 316 с.
Алексеев, Н. А. (1992) Традиционные религиозные верования тюркоязычных народов Сибири. Новосибирск : Наука, Сибирское отделение. 242 с.
Анжиганова, Л. В. (2014) Этническая культура во времени и пространстве / Этносы развивающейся России : проблемы и перспективы. Материалы седьмой Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (Абакан, 4 декабря 2014 года). Секция 1: Кросс-культурные и этнопсихологические исследования / под общ. ред. В. Г. Морогина. Абакан. 224 с. [Электронный ресурс] // PEM: Psychology. Educology. Medicine. № 3. URL: http://wwenews.esrae.ru/pdf/2014/3/29.pdf (дата обращения: 12.09.2020).
Бадмаев, В. Н., Манджиев, Н. Ц., Уланов, М. С. (2012) Духовная культура калмыцкого народа (опыт этнофилософского исследования). Элиста : Изд-во Калмыцкого госуниверситета. 126 с.
Беликова, О. Б. (2015) О лаборатории научной мысли Э. Л. Львовой // Сибирские исторические исследования. № 2. С. 76–80. DOI: https://www.doi.org/10.17223/2312461X/8/7
Бичеев, Б. А. (2005) Синие Волки. Мифолого-религиозные основы этнического сознания калмыков. Элиста : Изд. КалмГУ. 200 с.
Бичелдей, К. А. (2009) «Золотой век» тувиноведения и перспективы развития гуманитарных исследований в Туве // Проблемы востоковедения. № 2 (44). С. 48–55.
Буддийская традиция в Калмыкии и Западной Монголии : сакральные объекты (2015) / Э. П. Бакаева, К. В. Орлова, Н. Хишигт, Ц. Энхчимэг. М. : Наука, Восточная литература. 238 с.
Гуревич, А. Я. (1972) Категории средневековой культуры. М. : Искусство. 318 с.
Грач, А. Я. (1984) Центральная Азия — общее и особенное в сочетании социальных и географических факторов // Роль географического фактора в истории докапиталистических обществ (по этнографическим данным) / редколлегия: В.Н. Боряз, Н.А. Бутинов, Л.П. Потапов. Л. : Наука, Ленинградское отделение. 264 с. С. 113–125.
Грумм-Гржимайло, Г. Е. (2007) Западная Монголия и Урянхайский край // Урянхай. Тыва дептер : Антология научной и просветительской мысли о древней тувинской земле и ее насельниках, об Урянхае — Танну-Туве, урянхайцах — тувинцах, о древностях Тувы : в 7 т. / сост. С. К. Шойгу. М. : Слово. Т. 2. Племена Саяно-Алтая. Урянхайца (IVв. — начало ХХ в.). 664 с. С. 496–639.
Дашковский, П. Д. (2011) Мировоззрение кочевников Саяно-Алтая и сопредельных территорий поздней древности и раннего средневековья (отечественная историография и современные исследования). Барнаул : Издательство Алтайского государственного университета. 244 с.
Дугарова, Т. Ц. (2012) Феноменология этнического самосознания бурят. Улан-Удэ : Изд-во Бурятского госуниверситета. 284 с.
Дугарова, Т. Ц. (2017) Культурно-ценностные ориентации российских (русских и бурят) и монгольских студентов // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. Т. 14, № 2. С. 190–120. DOI: https://doi.org/10.22363/2313-1683-2017-14-2-190-200
Дьяконова, В. П. (1976) Религиозные представления алтайцев и тувинцев о природе и человеке // Природа и человек в религиозных представлениях народов Сибири и Севера (вторая половина XIX — начало XX вв.) / отв. ред. И. С. Вдовин. Л. : Наука. 333 с. С. 268–291.
Евразийский мир: ценности, константы, самоорганизация (2010) / под ред. Ю. В. Попкова. Новосибирск : Нонпарель. 449 с.
Егорова, А. И. (2020) Психолингвистический анализ ассоциаций концептов «мужчина» и «женщина» у тюркоязычных народов Сибири // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. Т. 17, № 1. С. 143–158. DOI: https://doi.org/10.22363/2313-1683-2020-17-1-143-158
Жуковская, Н. Л. (1988) Категории и символика традиционной культуры монголов. М. : Наука, ГРВЛ. 196 с.
Жуковская, Н. Л. (1990) Основные категории традиционной культуры монголов : автореф. дис. ... д-ра ист. н. М. 35 с.
Жуковская, Н. Л. (2002) Кочевники Монголии : Культура. Традиции. Символика : учебное пособие. М. : Восточная литература. 247 с.
Иргит, Ч. К. (2010) Становление этнографической науки в Туве // Этнографическое обозрение. № 1. С. 142–157.
Историко-этнографический атлас Сибири (1961) / под ред. М. Г. Левина, Л. П. Потапова. М. ; Л. : Изд-во Академии наук СССР. 501 с.
Канарш, Г. Ю. (2013) От «индивидуальных» характеров — к национальным // Знание. Понимание. Умение. № 3. С. 93–98.
Кагаров, Е. Г. (1927) Монгольские «обо» и их этнографические параллели (с резюме на немецком языке) // Сборник Музея антропологии и этнографии. Вып. VI. Ленинград : Издательство Академии наук СССР. С. 115–124.
Константы культуры России и Монголии: очерки истории и теории (2010) / под общ. ред. М. Ю. Шишина, Е. В. Макаровой. Барнаул : ОАО Алтайский дом печати. 313 с.
Крадин, Н. Н. (2007) Кочевники Евразии. Алматы : Дайк-Пресс. 209 с.
Кузнецова, Ж. В. (2012) Особенности ментальности южных алтайцев // Регионология. № 3. С. 169–177.
Ламажаа, Ч. К. (2010) Тувиноведение: область знания и социальная миссия [Электронный ресурс] // Новые исследования Тувы. № 4. С. 17–33. URL: https://nit.tuva.asia/nit/article/view/472 (дата обращения: 10.08.2020).
Ламажаа, Ч. К. (2013a) Национальный характер тюркоязычных народов Центральной Азии [Электронный ресурс] // Новые исследования Тувы. № 3. С. 69–83. URL: https://nit.tuva.asia/nit/article/view/224 (дата обращения: 10.08.2020).
Ламажаа, Ч. К. (2013b) Национальный характер монголоязычных народов Центральной Азии [Электронный ресурс] // Новые исследования Тувы. № 4. С. 68–81. URL: https://nit.tuva.asia/nit/article/view/200 (дата обращения: 10.08.2020).
Ламажаа, Ч. К. (2017a) Тезаурусный анализ и Indigenous Methodology // Тезаурусы и тезаурусная сфера : II Академические чтения памяти Владимира Андреевича Лукова, 29 марта 2017 г. : сб. науч. трудов / отв. ред. Вал. А. Луков. М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та. 256 с. С. 115–126.
Ламажаа Ч. К. (2017b) Исследования менталитета тувинцев и тенденция субъективизации гуманитарного знания // Новые исследования Тувы. № 3. С. 18–48. DOI: https://doi.org/10.25178/nit.2017.3.2
Ламажаа, Ч. К. (2018) Национальный характер тувинцев. СПб., М. : Нестор-История. 240 с.
Кросс-культурные и этнопсихологические исследования (2014) [Электронный ресурс] // PEM: Psychology. Educology. Medicine. № 3. URL: pem.esrae.ru/4-29 (дата обращения: 23.08.2020).
Мазилов, В. А., Янчук, В. А. (2013) Близкородственные этносы: исследование культурного фрейминга // PEM: Psychology. Educology. Medicine. № 1–1. С. 26–44.
Мердок, Дж. П. (2005) Общий знаменатель культур // Вестник культурологии. № 1. С. 202–226.
Михайловский, В. М. (2011) Шаманство (Сравнительно-этнографический очерк) // Шаманизм народов Сибири. Этнографические материалы XVIII–XX вв. : хрестоматия в 2 т. / сост. Т. Ю. Сем. СПб. : Филологический факультет СПбГУ ; Нестор-История. Т. 1. 496 с. С. 25–28.
Монгольский мир: между Востоком и Западом (2014) / под ред. Ю.В. Попкова, Ж. Амарсаны. Новосибирск : Автограф. 351 с.
Моргачева, Е. Н. (2016) Сравнительно-исторический метод : обзор подходов к классификации в общественных науках // Вестник РГГУ. Серия «Психология. Педагогика. Образование». № 2 (4). С. 102–114.
Мушаев, В. Н. (2015) ӨДГƏ ЦАГИН ХАЛЬМГ КЕЛНƏ КЕЛЦ ҮГМҮД ШИНҖЛЛҺНƏ ТУСКАР (Об изучении фразеологических образований современного калмыцкого языка) // Oriental studies. Т. 8, № 1. С. 91–95.
Неклюдов, С. Ю. (1981) Мифология тюркских и монгольских народов (проблемы взаимосвязей) // Тюркологический сборник. 1977 / редакционная коллегия: А. Н. Кононов (отв. ред.), С. Г. Кляшторный, Ю. А. Петросян, С. С. Цельникер. М. : Наука, Главная редакция восточной литературы. 298 с. С. 183–202.
Неклюдов, С. Ю. (2019) Фольклорный ландшафт Монголии. Миф и обряд. М. : Индрик. 520 с.
Персидская, О. А. (2014) Дисциплинарно обусловленные вариации в кросскультурных исследованиях // Идеи и идеалы. № 2 (20). С. 138–145.
Попков, Ю. В., Четырова, Л. Б. (2014) Ресурс неотрадиционализма в формировании ценностей и идентичности у студенческой молодежи (на примере калмыков, русских, якутов и монголов) // Евразийство и мир. № 4. С. 131–145.
Потанин, Г. Н. (1881) Очерки Северо-Западной Монголии. Результаты путешествия, исполненного в 1876–1877 годах по поручению Императорского Русского географического общества. Вып. II. Материалы этнографические. СПб., Типография В. Киршбаума. 166 с.
Потапов, Л. П. (1973) Умай — божество древних тюрков в свете этнографических данных // Тюркологический сборник, 1972. М. : Наука. 412 с. С. 265–286.
Потапов, Л. П. (1978) Древнетюркские черты почитания Неба у саяно-алтайских народов // Этнография народов Алтая и Западной Сибири. Новосибирск: Наука. С. 50–64.
Потапов, Л. П. (1991) Алтайский шаманизм. Л. : Наука, Ленинградское отделение. 321 с.
Прокофьева, Е. Д. (1971) Шаманские костюмы народов Сибири // Религиозные представления и обряды народов Сибири в XIX — начале XX века / отв. Л. П. Потапов. Л. : Наука, Ленинградское отделение. 304 с. С. 5–100.
Пространство в традиционной культуре монгольских народов (2008) / Б. З. Нанзатов, Д. А. Николаева, М. М. Содномпилова, О. А. Шагланова. М. : Восточная литература. 341 с.
Резников, Е. Н., Товуу, Н. О. (2002) Этнопсихологические характеристики народа тыва: теория и практика. М. : ПЕР СЭ. 223 с.
Рыкова, В. В. (2019) Культурное наследие Тувы: результаты анализа информационных массивов зарубежных и российских баз данных // Библиометрия, наукометрия, вебометрика. № 4. С. 89–95. DOI: https://www.doi.org/10.20913/2618-7515-2019-4-89-95
Словарь личностных качеств на тюркских языках Сибирско-Алтайской группы (2018) / науч. ред. Е. А. Егоровой. Якутск : Издательский дом СВФУ. 44 с.
Степин, В. С. (2003) Теоретическое знание : Структура, историческая эволюция. М. : Прогресс-Традиция. 743 с.
Терентьев, В. И. (2016a) Современные трансформации этнического самосознания западных монголов // Этнографическое обозрение. № 3. С. 146–161.
Терентьев, В. И. (2016b) Формирование и развитие этнического самосознания западных монголов в конце XIX — начале XXI века : автореф. дисс. … к-та ист. н. Томск. 22 с.
Трансграничная культура : очерки сравнительно-сопоставительного исследования традиций западных монголов и калмыков (2016) / Э. П. Бакаева, К. В. Орлова, Д. Н. Музраева и др. Элиста : КалмНЦ РАН. 456 с.
Традиционное мировоззрение тюрков Южной Сибири. Пространство и время. Вещный мир (1988) / Львова Э. Л., Октябрьская И. В., Сагалаев А. М., Усманова М. С. Новосибирск : Наука, Сибирское отделение. 226 с.
Традиционное мировоззрение тюрков Южной Сибири. Человек. Общество (1989) / Львова Э. Л., Октябрьская И. В., Сагалаев А. М., Усманова М. С. Новосибирск : Наука, Сибирское отделение. 243 с.
Традиционное мировоззрение тюрков Южной Сибири. Знак и ритуал (1990) / А. М. Сагалаев, И. В. Октябрьская. Новосибирск : Наука, Сибирское отделение. 208 с.
Учение арга билиг как ось монгольской культуры (2013) / под ред. М. Ю. Шишина. Барнаул : Изд-во АлтГУ. 181 с.
Флиер, А. Я. (2000) Культурология для культурологов : учебное пособие. М. : Академический проект. 496 с.
Усманова, М. С. (2015) Как писалась книга «Традиционное мировоззрение тюрков Южной Сибири» // Сибирские исторические исследования. № 2. С. 80–83. DOI: https://www.doi.org/10.17223/2312461X/8/8
Bazarov, A. (2018) The Buddhist Book Culture of the Average Person and Buryat Identity // Sibirica. Vol. 17, issue 3. Pp. 16–35. DOI: https://doi.org/10.3167/sib.2018.170303
Kharyuchi, G. (2018) Sacred Places in the Nenets Traditional Culture // Sibirica. Vol. 17, issue 3. Pp. 116–137. DOI: https://doi.org/10.3167/sib.2018.170310
Lamazhaa, Ch. (2018) Indigenous Methodology and Research of Tuvan Culture // Sibirica. Vol. 17, issue 3. Pp. 68–82. DOI: https://doi.org/10.3167/sib.2018.170307
Merton, R. K. (1972) Insiders and Outsiders: A Chapter in the Sociology of Knowledge // American Journal of Sociology. Vol. 78. N 1. Р. 9–47. DOI: https://doi.org/10.1086/225294
Murdock, G. P. (1945) The common denominator of cultures // The science of man in the world crisis / Linton, R. (ed.). New York : Columbia University Press. 532 p. P. 123–142.
Pike, K. L. (1954–1955) Languages in relation to a unified theory of the structure of human behavior. Part I–II. Preliminary edition. Glendale, Calif.: Summer Institute of Linguistics, x, 170 p.
Shirokogoroff, S. M. (1935) Psychomental Complex of the Tungus. London: Kegan Paul, Trench, Trubner& Co. 469 p.
Vinokurova, U. (2018) Indigenous Peoples of Siberia and the Challenges of the Twenty-First Century // Sibirica. Vol. 17, issue 3. Pp. 3–15. DOI: https://doi.org/10.3167/sib.2018.170302
Опубликован
Как цитировать
Ламажаа Ч. К. Единство и своеобразие современных этнических культур народов Центральной Азии: три исследовательских проблемных поля // Новые исследования Тувы. 2020, № 4. С. 201-216. DOI: www.doi.org/10.25178/nit.2020.4.14
For citation:
Lamazhaa Ch. K. Edinstvo i svoeobrazie sovremennykh etnicheskikh kul'tur narodov Tsentral'noi Azii: tri issledovatel'skikh problemnykh polia [Unity and uniqueness of contemporary ethnic cultures of Central Asia: three research problem fields]. New Research of Tuva, 2020, no. 4, pp. 201-216. (In Russ.). DOI: www.doi.org/10.25178/nit.2020.4.14
Выпуск
Раздел
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.
Автор (лицензиар) произведения предоставляет простую (неисключительную) лицензию на использование редакцией (лицензиатом) произведения науки, который заключается в упрощённом порядке (открытая лицензия), согласно ст. 1286.1. «Открытая лицензия на использование произведения науки, литературы или искусства» Гражданского кодекса Российской Федерации.
В нашем издании публикуемые материалы доступны по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») — CC BY-NC.
Т. к. лицензия открытая, автор имеет право разместить статью после ее выхода на своем сайте, читатель может скопировать и разместить на своих персональных ресурсах, в том числе в виде выдержек, конспектов, но:
а) обязательно должно быть указано ФИО автора, неизмененное название статьи и гиперссылка на первоисточник (журнал «Новые исследования Тувы»),
б) размещающий не имеет права брать деньги за доступ к этому материалу или каким бы то ни было образом давать преимущество одним читателям над другими,
в) при перепечатке автором текста статьи без значительных изменений (если сохраняется 30% текста или более) должно быть указано, что первая редакция статьи вышла в журнале «Новые исследования Тувы» и сделана соответствующая ссылка.
Лицензия действует по всему миру, длится в течение срока авторских прав на произведение, является неотзывной.