Номады в глобальном саундскейпе: К вопросу об эстетике в традиционных музыкальных проектах постсоветской Тувы

Бирс Роберт

Аннотация


С распадом советского государства, переходом к глобальному рыночному капитализму ансамбли фольклорных музыкантов из Республики Тыва (Российская Федерация) начали выезжать в заграничные туры. Представляя богатую традиционную музыкальную культуру своего региона, они сталкивались с новыми возможностями и интересами, с новой экономикой и аудиторией. Очарованная горловым пением хөөмей международная аудитория, тем не менее, была недостаточно информирована о тувинской музыке и культуре. Более того, у самих тувинских музыкантов и исследователей не было единого мнения о звучании традиционной музыки или ее представления миру. Хотя это и не было четко сформулировано, тувинские музыканты, наряду с местными и иностранными продюсерами и этномузыковедами, находились в поиске «души» тувинской музыки — звукомузыкальной чувствительности, которая отражала бы мировоззрение предков тувинцев как кочевых охотников-скотоводов.

Данная статья основана на этнографической и архивной полевой работе автора в Туве, Соединенных Штатах и Европе (2005–2017). Исследуется взаимосвязь идеологии, эстетики и ряда других факторов, что отразилось на создании тувинской «традиционной музыки» и «мировой музыки» в 1980-х и 1990-х гг. Стремления заинтересованных групп и авторов, которые были вовлечены в процесс переосмысления эстетики традиционной музыки Тувы, были разными и не всегда совместимыми. Но их совместные усилия повлияли на отказ от фольклорных моделей, возникших в советский период, как чересчур искусственных, и принятие моделей мировой музыкальной индустрии как лучше представляющих «аутентичность» тувинских музыкальных практик.

Описываются некоторые эстетические решения, которые подводят фундамент под этнографические записи звукомузыкальных практик в Туве, которые были созданы во время перестройки и получили широкое распространение в Европе, Северной Америке и Японии. Исследуется международная аудитория и формирование групп единомышленников. Подчеркивается важность роли репрезентации, увлечения и ожидания в формировании восприятия тувинских музыкантов, когда они только начали выезжать в международные туры. Рассматривается развитие предпочтений — музыкальных и эстетических — нескольких ранних составов тувинского «неотрадиционного» музыкального ансамбля «Хун-Хурту». Исследуется процесс совместного творчества в звукозаписывающих студиях и его отражение на эстетике нового ритмического стиля ансамбля. Обсуждается тесное взаимодействие нескольких факторов — продвижение тувинских музыкантов в мире, медиа проекты, восприятие аудитории, международное сотрудничество и творческие усилия индивидуальных музыкантов — и их влияние на представления о «традиционности» в постсоветской Туве. Это также вдохновило другие тюрко-монгольские народы Сибири и Внутренней Азии на переоценку своих традиционных музыкальных практик и создание новых культурных проектов и музыкального предпринимательства. 

Неолиберальный «брендинг» горлового пения хөөмей и тувинской традиционной музыки в рамках мировой музыкальной индустрии создал новые значения и ценности для тувинцев в постсоветскую эру; инициировал локальные проекты постколониальной историографии и ускоренную переоценку коренной культуры, языка и идентичности.


Ключевые слова


постсоветская Тува; традиционная музыка; мировая музыка; хөөмей; горловое пение; этномузыковедение; музыкальное предпринимательство; ансамбль «Тыва»; З. Кыргыс; Т. Левин; В. Сузукей; Хун-Хурту; Ят-Ха

Полный текст:

Литература


Аксенов, А. Н. (1964) Тувинская народная музыка. М. : Музыка. 256 с.

Алексеев, Е. (1986) Раннефольклорное интонирование. Звуковысотный аспект. М. : Советский композитор. 240 с.

Анохин, А. В. (2005) Народная музыка тюрков и монголов / под ред. И. И. Белекова. Горно-Алтайск : Министерство культуры и кино Республики Алтай.

Аранчын, Ю. Л. (1982) Исторический путь тувинского народа к социализму. Новосибирск: Наука. 337 с.

Карелина, Е. К. (2009) История тувинской музыки от падения династии Цинь и до наших дней. М. : Композитор. 552 с.

Сундуй, М. М., Куулар, Ч. Ч. (1995) Ооржак Хунаштар-оол, монографический очерк. Кызыл : Международный научный центр «Хоомей».

Кыргыс, З. К. (2002) Тувинское горловое пение. Новосибирск : Наука. 234 с.

Кыргыс, З. К. (2008) Тувинское горловое пение в контексте шаманской культуры и исполнительства на национальных инструментах. Кызыл : Тываполиграф.

Мелодии Хоомея (1994) : материалы I Международного симпозиума «Хоомей-92». Кызыл: Тувинское книжное издательство. 112 с.

Председатель Правительства Российской Федерации В. В. Путин, прибывший с рабочей поездкой в Республику Тыва, принял участие в церемонии закладки железнодорожной линии Кызыл–Курагино (2011) [Электронный ресурс] // Правительство Российской Федерации (архив). 19 декабря. URL: http://archive.government.ru/special/docs/17437/ (дата обращения: 12.02.2017).

Сузукей, В. Ю. (1989) Тувинские традиционные музыкальные инструменты. Кызыл : ТНИИЯЛИ. 144 с.

Сузукей, В. Ю. (1993) Бурдонно-обертоновая основа традиционного инструментального музицирования тувинцев. Кызыл : б/и.

Сузукей, В. Ю. (2007a) Тувинское горловое пение в контексте современности // Мир науки, культуры, образования. № 2. С. 48–51.

Сузукей, В. Ю. (2007b) Музыкальная культура Тувы в ХХ столетии. М. : Композитор. 408 с.

Сузукей, В. Ю. (2011) Искусством хоомея своего раскрою душу свою : жизнь и творчество Народного хоомейжи Республики Тыва Конгар-оола Ондара. Кызыл : Тываполиграф. 256 с.

Arzhantseva, I., Inevatkina, O., Zav’yalov, V., Panin, A., Modin, I., Ruzanova, S. and Härke, H. (2011) “Por-Bajin: An Enigmatic Site of the Uighurs in Southern Siberia.” The European Archaeologist, issue no. 35, Summer 2, pp. 6–11.

Beahrs, R. O. (2014) Post-Soviet Tuvan Throat-Singing (Xöömei) and the Circulation of Nomadic Sensibility, Ph.D. Diss. Berkeley: University of California.

Blekhman, S. M. (1997) The Postal History and Stamps of Tuva. Woodbridge, Va.: Scientific Consulting Services International.

Brown, D. (1996) “Tuvan Throat-Singers Perform Feats of Harmonic Acrobatics.” The Washington Post, January 15.

Carruthers, D. and Miller, J. H. (1914) Unknown Mongolia: A Record of Travel and Exploration in North-West Mongolia and Dzungaria. Vol. 1. London: Hutchinson & Co.

Erlmann, V. (1996) “The Aesthetics of the Global Imagination: Reflections on World Music in the 1990s.” Public Culture 8: 467-487.

Feld, Steven. (2000) “A Sweet Lullaby for World Music.” Public Culture 12 (1): 145-171.

Fleming, M. (1993) Asian singers bringing their unique style to S.F. Time Out.

Guilbault, J. (1997) “Interpreting World Music: A Challenge in Theory and Practice.” Popular Music 16 (1): 31-44.

Guilbault, Jocelyne (2007) Governing Sound: The Cultural Politics of Trinidad's Carnival Musics. Chicago: University of Chicago Press.

Higgins, A. (1995) “Tuva Hopes Philately Will Get It Everywhere.” The Independent, 27 April.

Humphrey, C. (2002) “‘Eurasia,’ Ideology and the Political Imagination in Provincial Russia.” Edited by C. M. Hann, Postsocialism Ideals, Ideologies, and Practices in Eurasia. New York: Routledge.

Humphrey, C. and Sneath, D. (1999) The End of Nomadism?: Society, State, and the Environment in Inner Asia. Durham: Duke University Press.

Jenkins, M. (1999) “Chants Encounter: Low-Pitched Tuvan Throat Singing Gets a Western Accent.” The Washington Post, 7 February.

Krueger, J. R. (1977) Tuvan Manual: Area Handbook, Grammar, Reader, Glossary, Bibliography. Bloomington: Indiana University.

Kurkkulaulajan äänen kannattaja “Höömei” [Throat-Singer’s Voice of “Xöömei”]. (2007) Helsinki: Finnish Throat-Singing Society.

Leighton, R. (1991) Tuva or Bust!: Richard Feynman’s Last Journey. New York: W.W. Norton.

Levin, T. (1991) “Tracking the Throat-Singers of Tuva.” World Monitor 4 (6).

Levin, T. and Edgerton, M. (1999) “The Throat Singers of Tuva.” Scientific American, no. 281 (3), pp. 80–87.

Levin, T., and Suzukei, V. (2006) Where Rivers and Mountains Sing: Sound, Music, and Nomadism in Tuva and Beyond. Bloomington: Indiana University Press.

Levin, T., and Suzukei, V. (2012) Muzyka Novyx Nomadov [Music of New Nomads]. Moscow: Izdatel’skii dom “Klassika-XXI.”

Lewis, David. (2001) Stalinism and Empire: Soviet Policies in Tuva, 1921-1953, PhD Diss. University of London.

Maenchen-Helfen, O. (1992) Journey to Tuva: An Eye-Witness Account of Tannu Tuva in 1929. Transl. by A. Leighton. Los Angeles: Ethnographics Press, University of Southern California.

Makigami, K. (2013) “Tuva and Japan via khöömei” in Proceedings of the 6th International Symposium “Khöömei” (Throat-Singing)—A Cultural Phenomenon of the Peoples of Central Asia, Kyzyl, Tyva, 13 June: 214.

Mongush, M. (2006) Modern Tuvan Identity. Inner Asia, no. 8, pp. 275–296.

Pareles, J. (1988) “Music from the Villages of the Soviet Union,” The New York Times, 8 July.

Rupen, R. (1975) “The Absorption of Tuva” in The Anatomy of Communist Takeovers, Hammond, T. T., ed., New Haven: Yale University Press.

Saunio, I. and Immonen, K. 1979. Pororumpu ja balalaikka [Reindeer drum and balalaika]. Helsinki: Työväenmusiikki-Instituutti.


Sobel, J. (2014) Huun-Huur-Tu Live. Blogcritics Magazine, 15 January [online] Available at: http://blogcritics.org/huun-huur-tu-live/ (access date: 12.01.2017).

Stock, Jonathan. (1994) “Review: 60 Horses in My Herd: Old Songs and Tunes of Tuva by Huun-Huur-Tu.” The Musical Times, 135 (1815): 300-301.

Van Tongeren, M. (2002) Overtone Singing: Physics and Metaphysics of Harmonics in East and West. Amsterdam: Fusica.

Vainshtein, S. (1980) Nomads of South Siberia. Caroline Humphrey, ed. Cambridge: Cambridge University Press.

Williams, Raymond (1977) Marxism and Literature. Oxford: Oxford University Press.

Wilson, E. (1993) “This time Tuvans seen, heard.” Los Angeles Times, 6 January.

Winders, James A. (1997) “Genre, gender, and the postmodern blues.” Consumption Markets & Culture 1 (1): 31-43.




DOI: https://doi.org/10.25178/nit.2017.2.3

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.