От звуков горлового пения к звукам шаманских практик: Структурная организация шаманских ритуалов в Туве

Стельмашик Малгожата

Аннотация


В данной статье описываются особенности шаманской практики в Республика Тыва (Российская Федерация). В качестве особенностей шаманского ремесла здесь отмечается отсутствие трансовых состояний, в которые могут впадать шаманы и в качестве неотъемлемых элементов шаманского репертуара анализируется значение звука и музыки. Утверждается, что организационная структура акустической системы горлового пения, богатого обертонами, расширяет возможности шаманских ритуалов, представляя более широкие рамки шаблонов мышления и поведения. То есть звуки являются не только неотъемлемой чертой коммуникации шаманов при переговорах с духами, но выступают «аналитической линзой» для более широкого понимания шаманских практик и взаимодействий в рамках социокосмоса в Туве. 


Ключевые слова


Тува; тувинцы; шаман; горловое пение; шаманские практики, шаманские ритуалы

Полный текст:

Литература


Кенин-Лопсан, M. (1995) Алгышы тувинских шаманов. Кызыл : Новости. 528 с.

Сузукей, В. Ю. (2007) Тувинская музыка в ХХ веке. М. : Композитор. 408 с.

Сузукей, В. Ю. (2010) Проблемы концептуального единства теории и практики. Кызыл : Тываполиграф. 258 с.

Eliade, M. (1964) Shamanism: Archaic Techniques of Ecstasy. New York. 610 p.

Hodgkinson, T. (2005/2006) Musicians, Carvers, Shamans // The Cambridge Journal of Anthropology, vol. 25, no. 3.

Ingold, T. (2011) Being alive. Essays on knowledge, movement and description. New York: Routledge.

Stoller, P. (1984) Sound in Songhay Cultural Experience // American Ethnologist. Vol. 11. No. 3

Vitebsky, P. (2012) Wild Tungus and the spirits of places // Ab Imperio, no. 2, pp. 429–448.




DOI: https://doi.org/10.25178/nit.2017.2.4

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.