Развитие современной музыкальной культуры Тувы (взгляд из Японии)

Терада Мао

Аннотация


Выпускница-филолог Университета Вако из г. Токио впервые услышала тувинскую музыку в 1999 г. на компакт диске всемирно известной группы «Хун-Хурту». Начала учиться исполнять хоомей. В 2000-х годах приезжала в Туву для участия в музыкальных фестивалях, а с 2006 г. осталась здесь для изучения музыкальных традиций. Автор наблюдает, что музыкальная жизнь Тувы не стоит на месте, а постоянно развивается. В статье делится результатами своих личных наблюдений и своими интересными соображениями о том, как и в какую сторону развивается тувинская музыка на современном этапе.

Автор называет причины большого интереса японцев к тувинскому горловому пению. Жители урбанизированной страны испытывают дефицит «живых» впечатлений, оторваны от природы. В Японии почти не осталось сказителей и исполнителей на древних музыкальных инструментах, очень редким явлением стало чтение буддийскими ламами сутр. Грусть японцев по старинным звукам компенсируется звуками хоомея и тувинских песен, выражающих разные настроения, имеющих большое количество жанров. Удивительно многообразие тувинских музыкальных инструментов. Количество исполнителей хоомея в Японии постоянно растет. Японские исполнители хоомея каждый год приглашают тувинских хоомейжи к себе и сами также приезжают в Туву, в рамках программ по культурному обмену.

Тувинские музыканты находятся в постоянном творческом поиске. В самой музыке также наблюдается разностороннее развитие.  Интересным автор называет и опыт исполнения хоомея женщинами. Хоомей исполняется вместе с забытыми старинными мелодиями, своеобразны еще не известные варианты хоомея. В случае использования хоо­мея в сочетании с современными формами музицирования существенно видоизменяется контекст функционирования самого хоомея. Тем не менее у многих современных тувинских хоомейжи исполнение этого уникального искусства становится более однообразным. С каждым годом увеличивается и число иностранных исполнителей хоомея. 


Ключевые слова


Тува; тувинская музыка; Япония; японцы; горловое пение; хоомей; Хун-Хурту; Геннадий Тумат; музыкальный фестиваль; тувинские музыкальные инструменты; тувинские песни; Общество японо-тувинской дружбы

Полный текст:

Литература


Левин, Т., Сузукей, В. (2012) Музыка новых номадов. Горловое пение в Туве и за ее пределами / пер. с англ. И. Куна. М. : Классика-XXI. 332 с.




DOI: https://doi.org/10.25178/nit.2017.2.11

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.