Портал тувиноведения

Tuva.Asia / Новые исследования Тувы

English version/Английская версия
Сегодня 29 марта 2024 г.

Теленгитский несказочный фольклор в исследовании К. В. Ядановой

Теленгитский несказочный фольклор в исследовании К. В. ЯдановойОтзыв на: Яданова К. В. Предания, легенды, былички теленгитов. Горно-Алтайск, 2013. 256 с.

Telengit non-fairy folklore in studies by K. V. Yadanova

Basangova T.G. 

Review to: Yadanova K.V. Tales, legends, true stories of Telengits. Gorno-Altaysk, 2013. 256 P.

Предпринятое К. В. Ядановой исследование очень актуально, так как фольклорная традиция теленгитов сейчас на грани исчезновения. При этом нет специальных научных работ, посвященных изучению несказочной прозы данной этнической группы.

Ценность монографического исследования К. В. Ядановой заключается, прежде всего, тем, что автор в процессе работы над темой сама наблюдала и фиксировала фольклорную традицию теленгитов в различных селах Кош-Агачского района Республики Алтай в 2004–2007 гг. и 2010 г.

Работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии и приложений. Главы подразделяются на разделы и подразделы.

В первой главе «История собирания и публикация фольклорных произведений теленгитов Кош-Агачского района Республики Алтай» рассматривается история собирания и изучения  фольклорных произведений теленгтов — этнической группы южных алтайцев; история собирания и публикации теленгитской фольклорной традиции, степень изученности алтайской несказочной прозы. Автор  отмечает, что жанры несказочной прозы алтайцев до сего времени не изучены, также остается открытым вопрос об их классификации. В вопросах классификации жанров несказочной прозы К. В. Яданова прежде всего, опирается на народный термин куучын, что обозначает «устный рассказ», за которым стоят все жанры несказочной прозы: предания, легенды, былички. Известно, что у калмыков акт произнесения фольклорных произведения носит также названия «хуучан келх» — «говорить о старине». В алтайской фольклористике для обозначения предания бытует уже другой термин кеп–куучында, где «кеп» — это старинная форма.

Во второй главе «Предания — кеп-куучындар теленгитов Кош-Агачского района» выявляется сюжетный состав преданий, раскрывается их содержание. Самые распространенные жанры преданий,  распространенные в данном регионе — топонимические. От разных информантов было записано свыше 70 текстов и их вариантов, что является ценным фактом при изучении живой фольклорной традиции. При этом автор сравнивает современные записи с записями этого жанра у Г. Н. Потанина и В. В. Радлова (предания о местности Абыйим боом).

Тот же сравнительный метод в изучении текстов преданий распространен и на другие виды по классификации автора: предания о камнях, горах, лиственницах, животных, потопе. Особый интерес представляет  раздел о демонологических преданиях — алмысах и сакральных лицах — силачах и шаманах. Автор подчеркивает, что наиболее распространены у теленгитов топонимические и демонологические предания.  

В третьей главе «Легенды. Былички. Устные рассказы» рассмотрены легенды о сотворении мира, былички, устные рассказы о камне погоды — jада таш, о вихре — тeeнек. Автор анализирует жанр легенд и вводит термин куучын для их обозначения, следуя и продолжая исследования С. С. Суразакова  в данной области, который считал, что в рассказах-легендах, в отличие от мифов-рассказов лежит мировоззренческий элемент  (Суразаков, 1975: 114). В данных типах легенд ощутимо влияние буддизма, которое носит название бурханизм, начавший свое распространение среди алтайцев в ХХ в.

В заключении подводятся итоги исследования, формулируются основные выводы.

Автором монографии К. В. Ядановой проведена огромная текстологическая и аналитическая работа на основе большого фактического материала, в том числе выявленного исследователем из архивов, печатных изданий, а также собственных полевых записей несказочной прозы теленгитов. Все это позволило автору сделать заключение, что генетически родственные сюжеты обнаруживаются в тюркско-монгольской фольклорной традиции, типологически сходные параллельные формы — у других народов.

Ценность  исследования неоспорима по многим объективным причинам. Прежде всего, зафиксирована еще бытующая в начале XXI в.    устная традиция теленгитов, создан фонограммоархив языка теленгитов, фиксирующий состояние языка на данный период.

В Приложении даны переводы образцов несказочной прозы (С. 153–249) и словарь непереведенных слов.

К. В. Ядановой сделан значительный вклад в развитие полевой фольклористики. Автор предполагает провести в дальнейшем ряд фольклорных экспедиций по всей территории Горного Алтая.

Список литературы:

Суразаков, С. С. (1975) Алтай фольклор. Горно-Алтайск : Горно-Алтайское книжное издательство.                                                                             

Дата поступления: 02.02.2014 г.

Скачать файл статьи 18-Basangova.pdf [519,85 Kb] (cкачиваний: 33)  

Библиографическое описание статьи:

Басангова Т. Г. Теленгитский несказочный фольклор в исследовании К. В. Ядановой (Отзыв на: Яданова К. В. Предания, легенды, былички теленгитов. Горно-Алтайск, 2013. 256 с.) [Электронный ресурс] // Новые исследования Тувы. 2014, № 1. URL: https://www.tuva.asia/journal/issue_21/6956-basangova.html (дата обращения: дд.мм.гг.).

К Содержанию номера

На сайте установлена система Orphus. Если вы обнаружили ошибку, пожалуйста, сообщите нам, выделив фрагмент с ошибкой и нажав Ctrl + Enter. Ваш браузер останется на этой же странице.


ВКонтакте ОБСУЖДЕНИЕ

© 2009—2024, Тува.Азия - портал тувиноведения, электронный журнал «Новые исследования Тувы». Все права защищены.
Сайт основан в 2009 году
Зарегистрирован в качестве СМИ Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации Эл №ФС77-37967 от 5 ноября 2009 г.

При цитировании или перепечатке новостей — ссылка (для сайтов в интернете — гиперссылка) на новостную ленту «Тува.Азия» обязательна.

Рейтинг@Mail.ru

География посетителей сайта