Образы родной земли в музыкально-песенной культуре тувинцев

Авторы

  • Чойган Херел-ооловна Санчай Тувинский государственный университет

DOI:

https://doi.org/10.25178/nit.2023.1.5

Ключевые слова:

тувинцы; песенная культура тувинцев; ырылар; тувинские народные песни; родной край; чер; земля

Аннотация

В статье представлены результаты анализа образа родной земли в музыкально-песенной культуре тувинцев и его изменений в разные периоды истории (с начала XX в. и до сегодняшнего дня). Рассматриваются образы родной земли (торээн чер) в народных песнях, авторских песнях по народным мотивам, тувинских песнях советского и постсоветского времени. Источниками выступили тексты песен на тувинском языке из сборников разных лет, а также отдельные песни, в том числе два гимна Республики Тыва: «Тооруктуг долгай Таңдым» («Ореховая тайга») (1993–2011 гг.) и «Мен, тыва мен» («Я — тувинец») (2011 год — до настоящего времени).

В народных песнях образы родных мест конкретизированы, эмоционально окрашены. Это места, где живет человек, которые представляются кормильцами, стражами, хранителями. С родными местами человек открыт, делится чувствами, он ими любуется, жалуется, делится горестями, а природа сочувствует ему. В авторских песнях по народным мотивам, которые появились с 1930-х гг., мы можем увидеть расширение кругозора певца — с локальной местности до всей Тувы, а также появления коллективного субъекта — «мы». В советских тувинских песнях уже почти нет лирического певца и его трепетного отношения к родным местам. Они рассматриваются как природа, которую человек должен покорить, подчинить своей воле для того, чтобы стать счастливым и успешным. Родиной (торээн чурт) называется Советский Союз.

В тувинских песнях в постсоветское время под родными местами снова стала пониматься только Тува. Она стала воспеваться лирично, с подчеркиванием этничности, этнической идентичности тувинцев. В песнях пропал образ огромной страны, пропали мотивы покорения и пр., но вернулись сюжеты единения, родственной связи людей и земли. Это также отразилось и в главной песне Тувы — государственном гимне.

Библиографические ссылки

Аксенов, А. Н. (1964) Тувинская народная музыка. М. : Музыка. 256 с.

Артановский, С. Н. (2012) Родина как культурно-исторический феномен // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств. № 2 (11). С. 11–15.

Беженару, Л. Е. (2020) Концепт «малая родина» как ментальное и смысловое пространство // Социально-психологические проблемы ментальности / менталитета. № 16. С. 17–27.

Давлетшин, Г. М., Зеленеев, Ю. А. (2015) Представления о Родине и родной земле у тюрко-татар // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. № 4–2. С. 40–44.

Желамский, А. Г. (2018) Неугасимая Родина : к теме образного восприятия ландшафтов // Наследие и современность. Т. 1. № 4. С. 95–110.

Жизненное пространство и духовный мир человека через призму языков Сибири (2021) / под ред. Н. Б. Кошкаревой, Е. В. Тюнтешева. Новосибирск : Академиздат. 300 с.

Карелина, Е. К. (2009) История тувинской музыки от падения династии Цин и до наших дней: исследование. М. : Композитор. 552 с.

Кенин-Лопсан, М. Б. (2021) Традиционная культура тувинцев. Кызыл : Детский литературный сайт «Радуга Тувы» ; Тувинское книжное издательство. 242 с.

Кошкендей, И. М. (2018) Родина в народных песнях алтайских тувинцев // Төв Ази болон Монгол дахь угсаатны үйл явц, чиг хандлага. Сэдэвт олон улсын эрдэм шинжилгээний хурлын илхэлуудийн эмхтгэл [«Современные этнические процессы и тенденции в Центральной Азии и Монголии» : Международная научная конференция = International Scientific conference “Etnographic Process and Tendency in Central Asia and Mongolia”]. Улаанбаатар хот. 264 с. С. 123–127.

Кыргыс, З. К. (1992) Песенная культура тувинского народа. Кызыл : Тувинское книжное издательство. 144 с.

Кыргыс, З. К. (2002) Тувинское горловое пение: этномузыковедческое исследование. Новосибирск : Наука. 236 с.

Ламажаа, Ч. К. (2021a) Дети для тувинцев: изменения отношения в социокультурных трансформациях // Новые исследования Тувы. № 4. С. 57–75. DOI: https://doi.org/10.25178/nit.2021.4.5

Ламажаа, Ч. К. (2021b) Очерки современной тувинской культуры. СПб. : Нестор история. 192 с.

Ламажаа, Ч. К., Кужугет, Ш. Ю., Монгуш, А. В. (2022) Хой эъди для тувинцев. Идентичность, удобство, ответственность // Этнография. № 4. С. 151–174. DOI: https://doi.org/10.31250/2618-8600-2022-4(18)-151-174

Левин, Т. К. (2009) Заново открывая Туву // Новые исследования Тувы. № 4. С. 304–313.

Левин, Т. К. (2012) Музыка новых номадов. Горловое пение в Туве и за ее пределами. М. : Классика–XXI. 336 с.

Луков, В. А., Луков, Вл. А. (2008) Тезаурусы: субъектная организация гуманитарного знания. М. : Изд-во Национального института бизнеса. 784 с.

Монгуш, А. А. (2018) Концепт Родина в стихотворениях алтайских тувинцев // Төв Ази болон Монгол дахь угсаатны үйл явц, чиг хандлага. Сэдэвт олон улсын эрдэм шинжилгээний хурлын илхэлуудийн эмхтгэл [Современные этнические процессы и тенденции в Центральной Азии и Монголии. Международная научная конференция = International Scientific conference “Etnographic Process and Tendency in Central Asia and Mongolia”]. Улаанбаатар хот. 264 с. С. 127–131.

Монгуш, А. А., Бавуу-Сюрюн, М. В. (2020) Лексические репрезентации концепта «Родина» в стихотворных текстах тувинских писателей // Языки и фольклор коренных народов Сибири. № 2, Вып. 40. С. 106–117. DOI: https://doi.org/10.25205/2312-6337-2020-2-106-117

Мошина, Е. А. (2020) Символизм земли-Родины в русской лингвокультуре // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. № 4 (147). С. 123–128.

Ондар, М. В. (2016) Отражение категории пространства в тувинском языке (на материале героического эпоса «Боктуг-Кириш, Бора-Шелээй») // Философские науки. Вопросы теории и практики. № 2 (56). С. 129–134.

Перевозникова, А. К. (2019) Концепт «родина» как составляющая национального образа России в русской языковой картине мира // Концепт: Философия, религия, культура. № 1 (9). С. 54–61. DOI: https://doi.org/10.24833/2541-8831-2019-1-9-54-61

Радлов, В. В. (1868) Образцы народной литературы тюркских племен, живущих в Южной Сибири. СПб. : Типография Императорской академии наук. Ч. 2. XXII, 710, 420 с.

Содномпилова, М. М. (2007) Концепт Родина в культуре монгольских народов // Этнографическое обозрение. № 3. С. 124–134.

Степанов, Ю. С. (2004) Константы: словарь русской культуры. Изд. 3-е, испр. и доп. М. : Академический проект. 992 с.

Степанова, Е. А. (2015) «Все проходит. Остается Родина — то, что не изменит никогда»: образ Родины в советской песне // Лабиринт. Журнал социально-гуманитарных исследований. № 4. С. 28–42.

Сузукей, В. Ю. (2007) Музыкальная культура Тувы в XX столетии. М. : Издательский дом «Композитор». 408 с.

Татаринцев, Б. И. (2008) Этимологический словарь тувинского языка. Новосибирск : Наука. Т. IV. 442 с.

Тувинцы. Родные люди (2022) / Ч. К. Ламажаа, Н. Д. Сувандии, Ш. Ю. Кужугет, Ш. Б. Майны ; под ред. Ч. К. Ламажаа, Н. Д. Сувандии. СПб. : Нестор–История. 360 с.

Хертек, А. Б. (2015) Категория пространства в тувинских фольклорных текстах // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. № 3–1. С. 326–329.

Хертек, Л. К. (2018) Концепт «пространство» в эпической картине мира // Филологические науки. Вопросы теории и практики. № 6–2 (84). С. 402–407. DOI: https://doi.org/10.30853/filnauki.2018-6-2.46

Чикаева, Т. А. (2021) Феномен Родины как ценность культуры (на материалах русской философии 19–20 веков) // Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого. № 3 (39). С. 107–114. DOI: https://doi.org/10.22405/2304-4772-2021-1-3-107-117

Чугунекова, А. Н. (2017) Концепт чир (‘земля’) в языковой картине мира хакасов // Мир науки, культуры, образования. № 3 (64). С. 338–342.

Щелокова, Л. И. (2022) Концепт «родная земля» в публицистике военных лет // Studia Litterarum. T. 7. № 2. С. 220–231. DOI: https://doi.org/10.22455/2500-4247-2022-7-2-220-231

Peemot, V. (2020) Emplacing herder-horse bonds in Ak-Erik, South Tyva // Multispecies households in the Saian mountains: Ecology at the Russia-Mongolia border / ed. by A. Oehler, A. Varfolomeeva. Lanham, MD : Lexingtion Books. xxiv, 271 p. P. 51–72.

Purzycki, B. G. (2011) Tyvan cher eezi and the socioecological constraints of supernatural agents' minds // Religion, Brain & Behavior. Vol. 1. No. 1. Р. 31–45. DOI: https://doi.org/10.1080/2153599X.2010.550723

Опубликован

17.03.2023

Как цитировать

Санчай Ч. Х. Образы родной земли в музыкально-песенной культуре тувинцев // Новые исследования Тувы. 2023, № 1. С. 80-109. DOI: https://doi.org/10.25178/nit.2023.1.5

For citation:
Sanchay Ch. Kh. Obrazy rodnoi zemli v muzykal’no-pesennoi kul’ture tuvintsev [Images of the native land in the mu­sical and song culture of the Tuvans]. New Research of Tuva, 2023, no. 1, pp. 80-109. (In Russ.). DOI: https://doi.org/10.25178/nit.2023.1.5

Выпуск

Раздел

Аспекты культуры

Биография автора

Чойган Херел-ооловна Санчай, Тувинский государственный университет

Кандидат культурологии, старший научный сотрудник лаборатории этнологии и лингвокультурологии Тувинского государственного университета.

Адрес: 67000, Россия, г. Кызыл, ул. Монгуша Сата, д. 9, литера В, каб. 107.

Эл. адрес: choykasanchai@mail.ru