Образы традиционной и современной Тувы в российском этнографическом кино (на примере фильма С. Родниной и А. Меньшова «Планета Тыва»)
DOI:
https://doi.org/10.25178/nit.2022.1.12Ключевые слова:
Тува; тувинцы; этнографическое кино; кинотекст; визуальное средство; аудиальное средство; этническая культура; тувинская культураАннотация
В статье анализируются особенности аудиовизуальной репрезентации традиционного и современного образов Тувы в этнографическом кино. Объектом исследования выступает кинофильм «Планета Тыва» 2019 г. (режиссеры С. Роднина и А. Меньшова), снятый по заказу Русского географического общества.
Визуальные и аудиальные средства репрезентации элементов тувинской этнокультуры рассматриваются с точки зрения структурации фильма как кинотекста. Выявлено, что и визуальные, и аудиальные единицы кинотекста дифференцируются как репрезентанты образа Тувы на вербальные и невербальные.
Визуальный невербальный ряд представлен панорамными пейзажами, а также образами персонажей в процессе религиозной практики или трудовой деятельности. Визуальный вербальный ряд включает, прежде всего, субтитры-цитаты из книги С. Р. Минцлова «Секретное поручение: Путешествие в Урянхай» (1928), маршрут которого воссоздают авторы фильма. Эти отсылки создают канву киноповествования и служат для сопоставления образов современной Тувы и исчезнувшей «Тувы Минцлова».
Аудиальный ряд кинофильма представлен двумя категориями звуков: диегетическими (речь персонажей, пение, музыкальные мотивы, естественные звуки) и экстрадиегетическими (закадровая музыка, озвучивание цитат из книги С. Р. Минцлова). Наибольшей репрезентативностью среди аудиальных вербальных средств характеризуется речь персонажей (в естественных коммуникативных ситуациях), среди аудиальных невербальных средств — национальная музыка и звуковые фоны природы и бытовых действий.
Весь комплекс единиц кинотекста направлен на построение в массовом сознании зрителя гармоничного образа сегодняшней Тувы.
Библиографические ссылки
Александров, Е. В. (2003) Опыт рассмотрения теоретических и методологических проблем визуальной антропологии. М. : Ленанд. 226 с.
Белгородская, Л. В. (2019) Смыслы и скрытые подтексты визуальных исторических источников. Красноярск : Изд-во Сибирского федерального университета. 168 с.
Бредис, М. А., Иванов, Е. Е., Ломакина, О. В., Нелюбова, Н. Ю., Кужугет, Ш. Ю. (2021) Лексикографическое описание тувинских пословиц: принципы, структура, этнолингвокультурологический комментарий (на европейском паремиологическом фоне) // Новые исследования Тувы. № 4. С. 143–160. DOI: https://www.doi.org/10.25178/nit.2021.4.11
Головнев, А. В. (2007) О киноантропологии // Антропологический форум. № 7. С. 21–32.
Головнев, А. В. (2011) Антропология плюс кино // Культура и искусство. № 1. С. 83–91.
Головнев, И. А. (2019) Традиционные этнокультурные сообщества в этнографическом кино: «Алтай-кижи» Владимира Степанова // Традиционная культура. Т. 20. № 4. С. 148–158. DOI: https://www.doi.org/10.26158/TK.2019.20.4.012
Головнев, И. А. (2020) Традиционные этнокультурные сообщества в этнографическом кино. «Нанук с Севера» Роберта Флаэрти // Вестник Томского государственного университета. № 451. С. 113–123. DOI: https://www.doi.org/10.17223/15617793/451/15
Головнев, И. А. (2021a) Образы Тувы в советском кинематографе 1930-х гг. (на примере творчества Бориса Небылицкого) // Новые исследования Тувы. № 4. С. 119–130. DOI: https://www.doi.org/10.25178/nit.2021.4.9
Головнев, И. А. (2021b) Визуализация этничности в советском кино (опыты ученых и кинематографистов 1920–1930-х годов). СПб. : Изд-во МАЭ РАН. 441 с.
Иванов, Е. Е., Ломакина, О. В., Нелюбова, Н. Ю. (2021) Семантический анализ тувинских пословиц: модели, образы, понятия (на европейском паремиологическом фоне) // Новые исследования Тувы. № 3. С. 232–248. DOI: https://www.doi.org/10.25178/nit.2021.3.17
История Тувы (2007) / под общ. ред. В. А. Ламина. Новосибирск : Наука. Т. II. 430 с.
Кенин-Лопсан, М. Б. (2002) Мифы тувинских шаманов. Кызыл : Новости Тувы. 544 с.
Круткин, В. Л. (2007) Джей Руби о визуальной антропологии // Визуальная антропология: новые взгляды на социальную реальность / под ред. Е. Р. Ярской-Смирновой, П. В. Романова, В. Л. Круткина. Саратов : Научная книга. 412 с. С. 398–412.
Кужугет, А. К. (2006) Духовная культура тувинцев: Структура и трансформация. Кемерово: КемГУКИ. 234 с.
Кыргыс, З. К. (2013) Тайна тувинского горлового пения. Кызыл : ОАО «Тываполиграф». 128 с.
Ламажаа, Ч. К. (2010) Тувиноведение: область знания и социальная миссия // Новые исследования Тувы. № 4. C. 17–33.
Ламажаа, Ч. К. (2012) Тезаурусный подход в тувиноведение // Знание. Понимание. Умение. № 2. С. 38–45.
Ламажаа, Ч. К. (2013) Национальный характер тюркоязычных народов Центральной Азии // Новые исследования Тувы. № 3. С. 69–83.
Ламажаа, Ч. К. (2018) Национальный характер тувинцев. М. : Нестор-История. 240 с.
Ламажаа, Ч. К. (2021a) Очерки современной тувинской культуры. СПб. : Нестор-История. 192 с.
Ламажаа, Ч. К. (2021b) Тува как лимитрофная зона: язык, религия и идентификация тувинцев // Новые исследования Тувы. № 3. С. 178–194. DOI: https://www.doi.org/10.25178/nit.2021.3.14
Лотман, Ю. М. (2000) Семиосфера. СПб. : Искусство. 704 с.
Магидов, В. М. (2005) Кинофотофонодокументы в контексте исторического знания. М. : Российский государственный гуманитарный университет. 394 с.
Никифорова, С. В. (2020) Этнографическое кино: к проблеме границ жанра // Томский журнал лингвистических и антропологических исследований. № 3 (29). С. 151–160. DOI: https://www.doi.org/10.23951/2307-6119-2020-3-151-160
Рокитянский, В. Р. (2001) Визуальная антропология: частное расследование. М. : МГУ. 90 с.
Санчай, Ч. Х., Кухта, М. С. (2019) Семантика структурных элементов тувинского танца // Новые исследования Тувы. № 1. С. 176–189. DOI: https://www.doi.org/10.25178/nit.2019.1.13
Сиянбиль, М. О., Сиянбиль, А. А. (2000) Традиционный тувинский костюм. Кызыл : Перс. 162 с.
Слышкин, Г. Г., Ефремова, М. А. (2004) Кинотекст: опыт лингвокультурологического анализа. М. : Водолей Publishers. 153 с.
Сонин, А. Г. (2005) Понимание поликодовых текстов: когнитивный аспект. М.: Ин-т языкознания РАН. 219 с.
Сундуй, Д. М. (2014) Тувинский шаманизм и его особенности // Культура. Духовность. Общество. № 13. С. 82–93.
Тензин, Ч. М.-Х. (2018) Буддизм в духовной жизни тувинского общества // Вестник Бурятского государственного университета. Философия. Т. 1. №. 3. С. 87–93. DOI: https://www.doi.org/10.18101/1994-0866-2018-1-3-87-93
Флаэрти, Р. (1980) Статьи. Свидетельства. Интервью. М. : Искусство. 187 с.
Юша, Ж. М. (2017) Обрядовый фольклор тувинцев Китая в сравнительном освещении: жанровые признаки // Сибирский филологический журнал. № 3. С. 19–28. DOI: https://www.doi.org/10.17223/18137083/60/2
Юша, Ж. М. (2018) Культурные коды в ритуальной традиции тувинцев Китая // Сибирский филологический журнал. №. 3. С. 9–16. DOI: https://www.doi.org/10.17223/18137083/64/1
Golovnev, I. A. (2016) EthnoFilm: cinema-school and ethno-laboratory // Ethnoantropologia. № 4. Р. 99–117.
Grimshaw, A. (1999) The Eye in the Door; Anthropology, Film and the Exploration of Interior Space // Rethinking Visual Anthropology / Banks M., Morphy H. (eds.). New Haven; London: Yale University Press. 304 p.
Kot, H. M., Lenchenko O. G., Kravchenko, T. V., Musiienko O. S., Hrubych K. V. (2021) Problems of Intertextuality in Audio Visual Arts // Rupkatha Journal of Interdisciplinary in Humanities. № 13 (1). P. 1–11. DOI: https://www.doi.org/10.21659/rupkatha.v13n1.03
Опубликован
Как цитировать
For citation:
Anisimov V. E., Borisova A. S. and Kalinnikova E. D. Obrazy traditsionnoi i sovremennoi Tuvy v rossiiskom etnograficheskom kino (na primere fil'ma S. Rodninoi i A. Men'shova «Planeta Tyva») [Images of Traditional and Modern Tuva in Ethnographic Cinema (based on the film of S. Rodnina and A. Menshov “Tyva Planet”)]. New Research of Tuva, 2022, no. 1, pp. 183-197. (In Russ.). DOI: https://www.doi.org/10.25178/nit.2022.1.2
Выпуск
Раздел
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.
Автор (лицензиар) произведения предоставляет простую (неисключительную) лицензию на использование редакцией (лицензиатом) произведения науки, который заключается в упрощённом порядке (открытая лицензия), согласно ст. 1286.1. «Открытая лицензия на использование произведения науки, литературы или искусства» Гражданского кодекса Российской Федерации.
В нашем издании публикуемые материалы доступны по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») — CC BY-NC.
Т. к. лицензия открытая, автор имеет право разместить статью после ее выхода на своем сайте, читатель может скопировать и разместить на своих персональных ресурсах, в том числе в виде выдержек, конспектов, но:
а) обязательно должно быть указано ФИО автора, неизмененное название статьи и гиперссылка на первоисточник (журнал «Новые исследования Тувы»),
б) размещающий не имеет права брать деньги за доступ к этому материалу или каким бы то ни было образом давать преимущество одним читателям над другими,
в) при перепечатке автором текста статьи без значительных изменений (если сохраняется 30% текста или более) должно быть указано, что первая редакция статьи вышла в журнале «Новые исследования Тувы» и сделана соответствующая ссылка.
Лицензия действует по всему миру, длится в течение срока авторских прав на произведение, является неотзывной.