Скифские сюжеты и мотивы в традиционном и современном ювелирном искусстве Тувы
DOI:
https://doi.org/10.25178/nit.2021.1.4Ключевые слова:
скифо-сибирский звериный стиль; ювелирное дело; тувинское искусство; Тува; тувинцы; скифский образ; звериный стиль; традиционное искусство; неотрадиционализмАннотация
В статье рассмотрены некоторые особенности традиционного ювелирного искусства Тувы и проанализированы работы современных представителей отрасли, следующих стилистике и иконографии скифо-сибирского звериного стиля.
Рассмотрены наиболее распространенные ювелирные изделия тувинцев — мастеров рубежа XIX–XX вв. (серьги, перстни, фигурные поясные бляхи, накосные украшения), которые хранятся и экспонируются в Национальном музее Республики Тыва (1131 единиц украшений). Сделан вывод, что преемственность с искусством эпохи ранних кочевников прослеживается мало: сохранились трансформированный под растительный узор зооморфный орнамент кошкар мыйызы и растительный мотив чечектеп в виде многолепестковой цветочной розетки, берущие свои истоки в искусстве древних скифов.
Скифо-сибирский стиль стал специально возрождаться в современном ювелирном искусстве Тувы с 2000-х гг. и это было связано с открытием в Национальном музее Тувы постоянной экспозиции, что позволило ювелирам, также как и другим посетителям, ознакомиться с украшениями царской четы и знати из курганов Аржан и Аржан-2. Из современных тувинских ювелирных работ были изучены произведения мастеров Венеры Никулиной, Айбеса Олчей и Елены Седип. В их работах (из серебра, золота, бисера и пр.) органично переплелись национальные тувинские традиции по художественной обработке металла и по-новому осмысленные скифские сюжеты, и мотивы. С одной стороны, в ювелирных изделиях прослеживается использование стилистических элементов скифского стиля, с другой стороны — звериные скифские образы смело накладываются на современные тренды в ювелирном искусстве (например, в работах мастера по бисеру Елены Седип). Анализ их ювелирных украшений позволяет говорить о формировании нового направления в современном ювелирном искусстве Тувы, в котором по-новому осмысливаются древние образы и мотивы.
Библиографические ссылки
Алексеев, А. Ю. (2012) Золото скифских царей в собрании Эрмитажа. СПб. : Изд-во Гос. Эрмитажа. 272 с.
Бравина, Р. И., Иванова-Унарова, З. И. (2020) Сияние серебра: традиционные украшения якутов. От истоков к современности // Традиционная культура. № 2. С. 51–62. DOI: 10.26158/TK.2020.21.2.005
Будегечиева, Т. Б. (1995) Художественное наследие тувинцев: Судьбы искусств. Жизнь традиции. Диалог культур. От традиционного к современному. М. : Внешторгиздат. 152 с.
Вайнштейн, С. И. (1974) История народного искусства Тувы. М. : Наука. 224 с.
Грязнов, М. П. (1978) Саяно-алтайский олень: (этюд на тему скифо-сибирского звериного стиля) // Проблемы археологии. Вып. II : сб. статей в память профессора М. И. Артамонова. Л. : ЛГУ. 244 с. С. 222–232.
Грязнов, М. П. (1980) Аржан. Царский курган раннескифского времени. Л. : Наука: Ленингр. отд-ие. 62 с.
Дьяконова, В. П. (1960) Поздние археологические памятники Тувы // Труды ТКАЭЭ. Т. II. С. 348–362.
Замега, Э. (2015) Эпоха бисероплетения // Культурология. № 4 (75). С. 193–196.
Иргит, А. К. (2017) История развития и современное состояние каменной пластики Тувы : дисс. … кандидата искусствоведения. Барнаул. 216 с.
Калинин, С. С. (2015) «Звериный стиль» пазырыкской скифо-сибирской культуры как культурный код: семиотический анализ // Алтайский текст в русской культуре : сб. науч. ст. / под ред. М. П. Гребневой. Барнаул : Изд-во АлтГУ. 444 с. С. 201–210.
Канторович, А. Р. (2014) Эволюция и хронология сюжета свернувшегося в кольцо хищника в восточноевропейском скифском зверином стиле // Проблемы истории, филологии, культуры. № 4. С. 66–99.
Канторович, А. Р., Яблонский Л. Т. (2009) О северопричерноморских и северокавказских параллелях изображениям в скифо-сибирском зверином стиле на предметах из филипповских курганов // Нижневолжский археологический Вестник. № 10. С. 73–99.
Катанов, Н. Ф. (2011) Очерки Урянхайской земли: дневник путешествия, исполненного в 1889 году по поручению императорской академии наук и императорского русского географического общества / под отв. ред. К. А. Бичелдея. Абакан : Журналист. 384 с.
Килуновская, М. Е. (1994) Искусство скифского времени Тувы : типология, периодизация и семантика: дисс… канд. исторических наук. СПб. 283 с.
Килуновская, М. Е. (2015) Памятники декоративно-прикладного искусства из могильников скифского времени в долине р. Ээрбек (Тыва) // Ранний железный век Евразии от архаики до рубежа эр. Центры, периферии и модели культурных взаимодействий. Материалы тематической научной конференции [СПб, 23–27 ноября 2015 г.] / отв. ред. Д. Г. Савинов. СПб. : Скифия-принт. 138 с. С. 42–46.
Киселев, С. В. (1951) Древняя история Южной Сибири / сост. С. Попова. М.: Изд-во Академии наук СССР. 636 с.
Кон, Ф. Я. (1936) За пятьдесят лет / сост. М. Чечановский. М.: Изд-во Советский писатель. Т. 3–4. 332 с.
Красавина, М. В., Балган, А. А. (2019) Тувинское народное прикладное искусство: тенденции развития и современное состояние // Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий. Т. XXV. С. 693–699. DOI: 10.17746/2658-6193.2019.25.693-699
Круглова, А. В. (2020) Художественные языки и коды скифского звериного стиля: ювелирное и декоративно-прикладное искусство // Декоративное искусство и предметно-пространственная среда. Вестник МГХПА. № 2–1. С. 333–343.
Москвина, М. В., Павлова, Е. Ю. (2015) История и основные тенденции художественной обработки металла у тюркско-монгольских народов Сибири // Материалы международной научной конференции, посвященной 25-летию Центра устной истории и этнографии лаборатории исторического краеведения Алтайского государственного педагогического университета / отв. ред. Т. К. Щеглова. Барнаул : Алтайская государственная педагогическая академия. 388 с. С. 289–292.
Неслуховская, А. В. (2016) Традиционные русские женские шейные украшения Верхнеокского региона ХIХ-ХХ веков // Ученые записки Орловского государственного университета. № 3 (72). С. 63–68.
Ондар, А. Б. (2017) Традиционные съемные украшения тувинцев // Успехи современной науки. № 3. С. 41–47.
Панофский, Э. (2009) Этюды по иконологии. Гуманистические темы в искусстве Возрождения / пер. с англ. Н. Г. Лебедевой, Н. А. Осминской. СПб. : Азбука-классика. 418 с.
Переводчикова, Е. В. (1994) Язык звериных образов: очерки искусства Евразийских степей скифской эпохи. М. : Издательская фирма «Восточная литература» РАН. 205 с.
Петрова, А. Г., Соловьева, В. В. (2017) Сравнительный анализ художественного металла тюркских народов Южной Сибири, Средней Азии и якутов // Вестник Арктического государственного института искусств и культуры. № 1 (8). С. 29–34.
Хабарова, М. В. (1981) Народное искусство Якутии. Л. : Изд-во «Художник РСФСР». 142 с.
Чугунов, К. В., Парцингер, Г., Наглер, А. (2004) Золотые звери из долины царей // Открытия российско-германской
археологической экспедиции в Туве / отв. ред. Г. В. Вилинбахов. СПб. : Изд-во Гос. Эрмитажа. 16 с. С. 3–5.
Чугунов, К. В., Парцингер, Ш., Наглер, А. (2017) Царский курган скифского времени Аржан-2 в Туве. Новосибирск : ИАЭТ СО РАН. 500 с.
Chugunov, K. V. (2017) Early nomads of Central Asia and southern Siberia // The BP exhibition the British Museum, 14.09.2017–14.01.2018. Scythians: warriors of ancient Siberia. Ed. by St John Simpson and Dr Svetlana Pankova. London: Thames & Hudson Ltd. 368 p. P. 70–86.
Hancar, F. (1952) The Eurasian Animal Style and the Altai Complex // Artibus Asiae Publishers. Vol. 15, No. ½. P. 171–194.
Sher, Y. A. (1988) On the Sources of the Scythic Animal Style // Arctic Anthropology. Vol. 25, No. 2. P. 47–60.
Опубликован
Как цитировать
For citation:
Ayzhy Zh. E. and Nan-Khoo Ya. N. Scythian motifs and imagery in traditional and contemporary jewelry art in Tuva. New Research of Tuva, 2021, no. 1, pp. 73-90. (In Russ.). DOI: https://www.doi.org/10.25178/nit.2021.1.4
Выпуск
Раздел
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.
Автор (лицензиар) произведения предоставляет простую (неисключительную) лицензию на использование редакцией (лицензиатом) произведения науки, который заключается в упрощённом порядке (открытая лицензия), согласно ст. 1286.1. «Открытая лицензия на использование произведения науки, литературы или искусства» Гражданского кодекса Российской Федерации.
В нашем издании публикуемые материалы доступны по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») — CC BY-NC.
Т. к. лицензия открытая, автор имеет право разместить статью после ее выхода на своем сайте, читатель может скопировать и разместить на своих персональных ресурсах, в том числе в виде выдержек, конспектов, но:
а) обязательно должно быть указано ФИО автора, неизмененное название статьи и гиперссылка на первоисточник (журнал «Новые исследования Тувы»),
б) размещающий не имеет права брать деньги за доступ к этому материалу или каким бы то ни было образом давать преимущество одним читателям над другими,
в) при перепечатке автором текста статьи без значительных изменений (если сохраняется 30% текста или более) должно быть указано, что первая редакция статьи вышла в журнале «Новые исследования Тувы» и сделана соответствующая ссылка.
Лицензия действует по всему миру, длится в течение срока авторских прав на произведение, является неотзывной.