Российский буддизм и социальные медиа: тувинские буддийские онлайн-сообщества ВКонтакте

Авторы

  • Тимур Баторович Бадмацыренов Бурятский государственный университет имени Доржи Банзарова https://orcid.org/0000-0002-6363-9464
  • Федор Владимирович Хандаров Бурятский государственный университет имени Доржи Банзарова https://orcid.org/0000-0002-1506-5697
  • Дамдин Доржиевич Бадараев Институт монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН https://orcid.org/0000-0001-8173-7175

DOI:

https://doi.org/10.25178/nit.2020.4.9

Ключевые слова:

тувинский буддизм; Тувинцы; Тува; религиозное сообщество; Интернет; буддизм; онлайн-сообщество

Аннотация

Развитие социальных медиа в последние годы демонстрирует новое измерение соотношения традиции и инновации в религиозной жизни. Социальные медиа стали особым пространством трансформации буддийских сообществ. Оно не ограничивается простым использованием новых информационных технологий, а ставит перед ними сложные вопросы сохранения традиции и адаптации к изменениям, приспособления к глобальной культуре и защиты этнических ценностей.

В статье выявляются особенности использования социальных медиа тувинскими буддийскими онлайн-сообществами в социальной сети ВКонтакте. Одним из самых больших по числу пользователей является сообщество «Сарыг Шажын Тывада» с более 36 тысячами подписчиков, которое входит в число крупнейших буддийских групп в ВКонтакте. Он демонстрирует устойчивый рост пользователей. С использованием специально разработанного программного обеспечения был произведен автоматизированный сбор данных, что позволило построить социальный граф. Его анализ проводился с помощью методов математического моделирования, а именно кластерного анализа и расчета его топологических свойств, коэффициента ассортативности, соответствия степенному закону распределения степеней вершин и степени посредничества.

Тувинские буддийские онлайн-сообщества обладают выраженными этнорелигиозными отличиями, отличаются ориентацией на воспроизводство этнической традиции, использование тувинского языка, сравнительно высокой плотностью социальной коммуникации. Можно предположить, что для многих пользователей участие в таких онлайн-группах выступает одним из механизмов трансляции этничности и приверженности традициям.

Библиографические ссылки

Актамов, И. Г., Бадмацыренов, Т. Б., Цыремпилов, Н. В. (2015) Российский буддизм в интернет-измерении // Власть. № 7. С. 125–130.

Актамов, И. Г., Бадмацыренов, Т. Б., Хандаров, Ф. В. (2018) Особенности развития виртуальных буддийских сообществ Рунета // Власть. № 2. С. 100–105.

Бадмацыренов, Т. Б., Скворцов, М. В., Хандаров, Ф. В. (2018a) Буддийские цифровые практики трансцендентности: VK-сообщество «Хамбо Лама Даши-Доржо Итигэлов» // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. № 2 (144). С. 338–361. DOI: https://www.doi.org/10.14515/monitoring.2018.2.18

Бадмацыренов, Т. Б., Скворцов, М. В., Хандаров, Ф. В. (2018b) Топологические характеристики буддийского сообщества в социальной сети «ВКонтакте» // Социологические исследования. № 8. С. 74–82. DOI: https://www.doi.org/10.31857/S013216250000756-4

Базаров, Б. В. (2014) Буддизм и вызовы XXI века // Вестник Бурятского научного центра Сибирского отделения Российской академии наук. № 3 (15). С. 12–16.

Батура, Т. В. (2012) Методы анализа компьютерных социальных сетей. // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: Информационные технологии. Т. 10. Вып. 4. С. 13–28.

История буддизма в СССР и Российской Федерации в 1985–1999 гг. (2011) / под общ. ред. Н. Г. Очировой. Элиста : Министерство образования, культуры и науки Республики Калмыкия. 392 с.

Ламажаа, Ч. К. (2010) Клановость в политике регионов России: Тувинские правители. СПб. : Алетейя. 208 с.

Монгуш, М. В. (2001) История буддизма в Туве (вторая половина VI — конец XX в.). Новосибирск: Наука. 200 с.

Тарбастаева, И. С. (2018) Буддийские ценности как возможная экономическая детерминанта развития тувинского общества // Новые исследования Тувы. № 2. С. 95–111. DOI: https://www.doi.org/10.25178/nit.2018.2.5

Тензин, Ч. М.-Х. (2018) Буддизм в духовной жизни тувинского общества // Вестник Бурятского государственного университета. № 3. Т. 1. С. 87–93. DOI: https://www.doi.org/10.18101/1994-0866-2018-1-3-87-93

Уланов, М. С. (2008) О причинах распространения буддизма на Западе в эпоху глобализации // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 7: Философия. Социология и социальные технологии. № 2 (8). С. 68–72.

Хомушку, О. М. (1998) Религия в истории культуры тувинцев. М. : Институт этнологии и антропологии РАН. 177 с.

Campbell, H. (2016) Surveying theoretical approaches within digital religion studies // New Media and Society. Vol. 19, issue 1. Р. 1–10. DOI: https://doi.org/10.1177/1461444816649912.

Campbell, H. (2010) When Religion meets New Media. New York : Routledge. 232 p.

Campbell, H. (2013) (ed.) Digital Religion: Understanding Religious Practice in New Media Worlds. London : Routledge. 288 p.

Campbell, H., Evolvi, G. (2020) Contextualizing current digital religion research on emerging technologies // Human Behavior and Emerging Technologies. Vol. 2, issue 1. P. 5–17. DOI: https://doi.org/10.1002/hbe2.149

Connelly, L. (2015) Toward a Typology and Mapping of the Buddhist Cyberspace // Buddhism, the Internet, and Digital Media: The Pixel in the Lotus / G. P. Grieve, D. Veidlinger (eds.). New York : Routledge. 240 p. P. 58–78.

Grieve, G. P., Veidlinger, D. (2016) Buddhist Media Technologies // The Oxford Handbook of Contemporary Buddhism / M. Jerryson (ed.) New York : Oxford University Press. 760 p. P. 469–483.

Helland, C. (2005) Online religion as lived religion methodological issues in the study of religious participation on the Internet [Электронный ресурс] // Online — Heidelberg Journal of Religions on the Internet. Vol. 01.1 Special Issue on Theory and Methodology. P. 1–16. URL: http://archiv.ub.uni-heidelberg.de/volltextserver/5823/1/Helland3a.pdf (дата обращения: 12.09.2020).

Newman, M. E. J. (2003) Mixing patterns in networks // Physical Review E. Vol. 67. No 2. DOI: https://doi.org/10.1103/PhysRevE.67.026126

Newman, M. E. J., Barabasi, A., Watts, D. J. (2006) The Structure and Dynamics of Networks: (Princeton Studies in Complexity). Princeton, USA : Princeton University Press. 592 p.

Ostroumova-Prokhorenkova, L., Krot, A. (2016) Assortativity in Generalized Preferential Attachment Models // Algorithms and Models for the Web Graph. Proceedings of the 13th International Workshop, WAW 2016, Montreal, QC, Canada, December 14–15, 2016. / A. Bonato, G. Fan Chung, P. Pralat (eds.). Cham: Springer International Publishing. P. 9–21. DOI: https://www.doi.org/10.1007/978-3-319-49787-7

Prebish, Ch. S. (1979) American Buddhism. North Scituate : Duxbury Press. 220 p.

Prebish, Ch. S. (2004) The Cybersangha: Buddhism on the Internet // Religion online: Finding faith on the Internet / L. L. Dawson, D. E. Cowan (eds.). London : Routledge. 288 p. P. 135–151.

Ray, G. (1994) A Resource Roundup for the Cybersangha // Tricycle: The Buddhist Review. 3(4). pp. 60-63.

Religion and cyberspace (2005) / Hojsgaard, M., Warburg, M. (eds.). New York : Routledge. 224 p.

Rheingold, H. (1993) The Virtual Community. New York : Harper Perennial. 325 p.

Schaeffer, S. E. (2007) Graph clustering // Computer science review. Т. 1. №. 1. P. 27–64.

Schlutter, M. (2014) Buddhism in the Digital World // The Wiley Blackwell Companion to East and Inner Asian Buddhism / M. Poceski (ed.) Chichester, UK: John Wiley. 535 p. P. 505–522.

Опубликован

06.12.2020

Как цитировать

Для цитирования:
Бадмацыренов Т. Б., Хандаров Ф. В., Бадараев Д. Д. Российский буддизм и социальные медиа: тувинские буддийские онлайн-сообщества ВКонтакте // Новые исследования Тувы. 2020, № 4. С. 120-134. DOI: https://www.doi.org/10.25178/nit.2020.4.9

For citation:
Badmatsyrenov T. B., Khandarov F. V. and Badaraev D. D. Rossiiskii buddizm i sotsial'nye media: tuvinskie buddiiskie onlain-soobshchestva VKontakte [Russian Buddhism and social media: Tuvan Buddhist online-communities on Vkontakte]. New Research of Tuva, 2020, no. 4, pp. 120-134. (In Russ.). DOI: https://www.doi.org/10.25178/nit.2020.4.9

Выпуск

Раздел

Аспекты культуры

Биографии авторов

Тимур Баторович Бадмацыренов, Бурятский государственный университет имени Доржи Банзарова

Доктор социологических наук, доцент, директор Центра социально-политических исследований «Альтернатива», доцент кафедры политологии и социологии Бурятского государственного университета имени Доржи Банзарова.

Адрес: 670000, Россия, г. Улан-Удэ, ул. Смолина, д. 24а.

Тел.: +7 (924) 395-95-42.

Эл. адрес:  batorovitch@mail.ru

Федор Владимирович Хандаров, Бурятский государственный университет имени Доржи Банзарова

Кандидат технических наук, заведующий лабораторией цифровой экономики Научно-исследовательского центра Института экономики и управления Бурятского государственного университета имени Доржи Банзарова.

Адрес: 670000, Россия, г. Улан-Удэ, ул. Смолина, д. 24а.

Тел.: +7 (924) 456-31-12.

Эл. адрес:  fedor.khandarov@gmail.com

Дамдин Доржиевич Бадараев, Институт монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН

Кандидат социологических наук, cтарший научный сотрудник отдела истории, этнологии и социологии Института монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН.

Адрес: 670047, Россия, г. Улан-Удэ, ул. Сахьяновой, д. 6.

Тел.: +7 (924) 651-35-36.

Эл. адрес: damdin80@mail.ru

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)